После завершения загрузки системного программного обеспечения элементов СВОП система переходит в штатный режим работы.

В таблице 2.29, 2.30 и 2.31 приведён порядок работы элементов СВОП в штатном режиме работы.

Таблица 2.29 Штатный режим работы СВОП, система СОД

Элемент Выполняемые функции Примечания
1 2 3
AS 1. Установка связи с МПСУиД. AS каждого головного вагона устанавливает связь со «своим» комплектом МПСУиД.
2. Получение от МПСУиД признака активной кабины управления. Получение признака активной кабины осуществляется в соответствии с «Кодовым взаимодействием между МПСУиД и системой информирования пассажиров».
3. Назначение КПУ активной кабины ведущим, не активной -ведомым. AS в части взаимодействия с КПУ обеспечивает:

  • установку активной кабины - указание головного КПУ, где в настоящее время включено управление электропоездом;
  • управление коммутаторами аудиосигнала, встроенными в КПУ для активной кабины (включение/выключение ТНЧ).
4. Переход под управление AS активной кабины элементов СВН, СИ и СОД.
  1. Управление элементами СВН подразумевает просмотр изображений со всех ВМЗ, ВЗВ и ВСВ.
  2. Управление элементами СИ подразумевает:
    • автоматическое информирование пассажиров посредством БСТ, ЛСТ, ССТ (вывод информации в соответствии с таблицей А.1);
    • передачу в ММВ команд отображения информационного и развлекательного контента;
    • автоматическое речевое оповещение салонов вагонов посредством ГГС.
  3. Управление элементами СОД подразумевает:
    • отображение на экране ПУ СВОП изображений с ВМЗ, ВЗВ, ВСВ;
    • посредством графического интерфейса просмотр состояния элементов, архива видеозаписей, выдачи заранее подготовленных специальных звуковых и текстовых сообщений.
5. Запись видеоизображений с каждой ВМЗ, ВЗВ, ВСВ.
  1. Общая продолжительность видеозаписи с каждой ВМЗ, ВЗВ и ВСВ составляет 48 часов в нормальном режиме. В чрезвычайной ситуации продолжительность видеозаписи с каждой ВМЗ, ВЗВ и ВСВ составляет 3 часа.
  2. Каждый видеофайл имеет привязку к номеру вагона, номеру ВМЗ, ВЗВ или ВСВ, дате и времени записи.
  3. При возникновении чрезвычайной ситуации AS обеспечивает сохранение видеофайлов с ВМЗ, ВЗВ, ВСВ в защищённый от «круговой» записи раздел жёсткого диска.
  4. При возникновении чрезвычайной ситуации AS обеспечивает сохранение видеофайлов с ВМЗ, ВЗВ, ВСВ за 15 минут до возникновения ситуации и 30 минут после.
AS 6. Запись аудиофайлов переговоров пассажиров с машинистом и межкабинных переговоров.
  1. При активации любого СПУ на экран ПУ СВОП (активной кабины) выводится соответствующее информационное сообщение.
  2. При ответе машинистом пассажиру (с кнопочного пульта управления оповещением) в защищённый от «круговой» записи раздел жёсткого диска ведётся запись аудиофайла текущего сеанса связи. Аудиофайл имеет привязку к номеру вагона, номеру СПУ, дате и времени записи.
  3. При осуществлении межкабинных переговоров, при активации какого-либо из КПУ, в защищённый раздел жёсткого диска ведётся запись аудиофайла. Аудиофайл имеет привязку к номеру вагона, номеру КПУ, дате и времени записи.
7. Выполнение мониторинга технического состояния элементов СВН, СИ и СОД и передача этой информации на экран ПУ СВОП. Просмотр текущего технического состояния элементов СВН, СИ и СОД осуществляется в соответствующем окне интерфейса ПУ СВОП.
8. Обеспечение сервисных функций ПУ СВОП.
SW24 Обеспечение адресной связи элементов СВОП головных вагонов с AS с приоритетным распределением трафика по каналам.
SW16 Обеспечение адресной связи элементов СВОП промежуточных вагонов с AS с приоритетным распределением трафика по каналам.
КУП Отслеживание наличия входных питающих напряжений аккумуляторной батареи и статического преобразователя цепей управления электропоезда.
ПУ СВОП 1. Предоставление графического интерфейса управления СВОП. Графический интерфейс управления и обслуживания СВОП состоит из двух экранов - главного и сервисных функций.

1. Главный экран, содержит рабочую область и две панели инструментов - слева и внизу экрана.

На левой панели инструментов расположены кнопки:

  • выбора маршрута;
  • настроек СВОП;
  • возврат на экран ручного управления СВОП (доступна в ручном режиме работы);
  • справки;
  • включения/выключения циклического отображения ВМЗ, ВЗВ и ВСВ на экране ПУ СВОП;
  • просмотра изображений с ВМЗ и ВЗВ;
  • просмотра изображений ВСВ;
  • просмотра изображений со всех ВЗВ электропоезда базовой составное.

На нижней панели инструментов расположены кнопки:

  • составное поезда (при выборе какого-либо из вагонов возможен одновременный просмотр изображений со всех ВСВ вагона);
  • выключения дисплея ПУ СВОП.

2. Экран сервисных функций СВОП содержит две панели инструментов - верхнюю и нижнюю.

На верхней панели расположены кнопки:

  • перехода на экран регулировки яркости;
  • перехода на экран диагностики элементов СВН, СИ и СОД, просмотра поступающих данных от МПСУиД;
  • перехода на экран видеоархива;
  • перехода на экран работы со специальными текстовыми и звуковыми сообщениями;
  • перехода на экран выбора языка интерфейса ПУ СВОП.

На нижней панели инструментов расположена кнопка выхода из экрана сервисных функций СВОП.

3. Приоритет в управлении СВОП имеет ПУ СВОП активной кабины.

Из неактивной кабины управлять системой посредством ПУ СВОП можно только в случае запроса и последующего разрешения на управление. В случае согласия управление передаётся на 60 сек. По истечении 60 сек. экран ПУ СВОП, которому передавалось управление, заблокируется.

ПУ СВОП 2. Предоставление изображений с ВМЗ, ВЗВ и ВСВ. 1. Сразу после активации кабины управления электропоездом (включения управления) экран ПУ СВОП активируется, и на него одновременно выводятся изображения со всех ВЗВ (поезд базовой составности). При сдвоенном поезде изображения с ВЗВ чередуются с периодичностью 30 сек (периодичность настраивается).

Изображение с каждой ВЗВ имеет идентификатор с номером вагона и номером ВЗВ.

Касание любого из изображений приводит к его увеличению до размеров экрана. При этом циклическое отображение прерывается. Повторное касание возвращает одновременное отображение четырёх ВЗВ.

При начале движения поезда и по достижении скорости 5 км/ч экран ПУ СВОП гаснет. В дальнейшем при движении поезда (при скорости от 5 км/ч и выше) экран активируется касанием. Деактивация экрана происходит автоматически через 60 сек. после последнего воздействия на него (продолжительность данного промежутка времени настраивается) либо, воспользовавшись кнопкой выключения дисплея ПУ СВОП.

2. В движении при касании (активации) экрана ПУ СВОП на него выводятся изображения со всех ВЗВ поезда (базовой составности). При сдвоенном поезде изображения с ВЗВ поездов чередуются с периодичностью 30 сек. После этого экран гаснет.

При необходимости просмотра изображений с ВСВ машинист использует кнопку просмотра изображений с ВСВ и включения/выключения циклического отображения. Изображения с ВСВ одного вагона отображаются на экране ПУ СВОП аналогично изображениям с ВЗВ поезда с периодичностью 20 сек. При выборе любого из изображений оно увеличивается до размеров экрана. При этом циклическое отображение прерывается.

Выбрав одну из кнопок составное поезда, на экране ПУ СВОП появятся изображения с ВСВ выбранного вагона.

3. При нажатии кнопки просмотра изображений с ВМЗ и ВЗВ на экране ПУ СВОП выводятся изображения с ВМЗ головного и хвостового вагонов, а также изображения с ВЗВ головного и хвостового вагонов по правой или по левой стороне электропоезда поезд базовой составное). При нажатии кнопки включения/выключения циклического отображения, (изображения с ВЗВ будут чередоваться (правая и левая сторона) с периодичностью 30 сек.

При сдвоенном поезде изображения с ВМЗ сцепленных между собой головных вагонов не воспроизводится. А при нажатии кнопки включения/выключения циклического отображения, изображения с ВЗВ будут чередоваться в следующей последовательности: правая сторона первого электропоезда, правая сторона второго электропоезда, левая сторона первого электропоезда и левая сторона второго электропоезда.

4. При активации какого-либо из СПУ на экране ПУ СВОП отобразиться информационное сообщение о поступившем вызове от пассажира с указанием вагона и номера переговорного устройства. При ответе машиниста на экран ПУ СВОП выводятся изображения со всех ВСВ вагона, откуда поступил вызов.

SW8 Обеспечение работы резервного канала Ethernet СВОП на длинной линии.

Таблица 2.30 Штатный режим работы СВОП, система СВН

Элемент Выполняемые функции Примечания
1 2 3
ВЗВ Одновременная трансляция кодированного видеопотока в AS головных вагонов электропоезда базовой составное.

Таблица 2.31 Штатный режим работы СВОП, система СИ

Элемент Выполняемые функции Примечания
1 2 3
ВМЗ Одновременная трансляция кодированного видеопотока в AS головных вагонов электропоезда базовой составности.
ВСВ Одновременная трансляция кодированного видеопотока в AS головных вагонов электропоезда базовой составности.
БСТ Отображение текстовой информации.
лет Отображение текстовой информации
МВ Отображение информационного и развлекательного контента.
ММВ 1. Периодические запросы к AS по контенту.
2. Формирование изображения информационного и развлекательного контента для МВ. 1. В качестве информационного контента выступает номер поезда, текущие дата и время, маршрут следования, следующие станции с временем прибытия и отправления по графику.

Отображение этих данных осуществляется в соответствии с текущим местоположением поезда.

2. В качестве развлекательного контента выступают заранее подготовленные видеоролики.

КПУ 1. Опрос СПУ и КПУ (неактивных кабин). 1. КПУ производит опрос всех СПУ и КПУ электропоезда, в том числе и при сдвоенном поезде.

Поступающая информация содержит данные о режимах работы и исправности.

2. Работа с СПУ для организации связи пассажира с машинистом. 1. При обнаружении какого-либо из СПУ в режиме «Вызов» на кнопочном пульте управления оповещением в кабине машиниста начинает мигать кнопка «Принять/Отклонить вызов» с частотой 2 Гц и через ГГК выдаётся звуковой сигнал.

2. Машинист может принять вызов, нажав кнопку «Принять/Отклонить вызов» на кнопочном пульте управления оповещением. При этом СПУ, инициировавшее вызов, переходит в режим работы «Разговор», и подсветка кнопки «Принять/Отклонить вызов» на кнопочном пульте управления оповещением начинает постоянно светиться. В кабине активируется ГГК. На активированном СПУ зажигается световой индикатор «ГОВОРИТЕ» и пассажир сообщает машинисту цель вызова.

3. Для ответа пассажиру машинист нажимает и удерживает нажатой кнопку «Ответ пассажиру». В этот момент деактивируется ГГК и активируется микрофон кнопочного пульта управления оповещением. При этом кнопка «Принять/Отклонить вызов» на пульте управления продолжает светиться постоянно. Кнопка «Ответ пассажиру» подсвечивается пока машинист, удерживая её, отвечает пассажиру. В активированном СПУ в это время отключается микрофон и включается встроенный громкоговоритель, и на лицевой панели СПУ загорается индикатор «СЛУШАЙТЕ».

4. Для завершения связи с пассажиром, машинист повторно нажимает кнопку «Принять/Отклонить вызов». При этом подсветка кнопки выключается. Активированное СПУ переходит в нормальный режим ожидания.

5. Продолжение мигания кнопки «Принять/Отклонить вызов» говорит о том, что в очереди ожидания приёма находиться вызов от другого СПУ. Для ответа необходимо повторно нажать кнопку «Принять/Отклонить вызов».

6. При активации какого-либо из СПУ в силу каких-либо обстоятельств вызов может быть отклонён машинистом двойным нажатием кнопки «Принять/Отклонить вызов».

3. Работа с КПУ других кабин управления электропоездом для организации межкабинных переговоров. 1. При нажатии кнопки «Межкабинная связь» на кнопочном пульте управления оповещением какой-либо из кабин управления электропоездом, активируется микрофон, а в остальных кабинах активируются ГГК.

2. На пультах управления оповещением неактивных кабин начинают светиться кнопки «Межкабинная связь». Для ответа необходимо дождаться прекращения её свечения, затем нажать кнопку «Межкабинная связь» и удерживая её в нажатом состоянии начать говорить в микрофон.

4. Обеспечение голосового оповещения вагонов через ТНЧ. 1. Для голосового сообщения пассажиров машинист нажимает и удерживая нажатой кнопку «Оповещение». В этот момент времени активируется и подключается к ТНЧ микрофон. При этом кнопка «Оповещение» на пульте управления оповещением светится во время нажатия. Пока машинист удерживает кнопку, все его голосовые сообщения слышны во всех вагонах поезда.

2. Для завершения оповещения салонов, машинист отпускает кнопку «Оповещение». При этом подсветка кнопки выключается, микрофон кабины деактивируется, а ТНЧ переключаются на коммутацию сигналов от AS.

5. Обеспечение записи переговоров машиниста с пассажирами и межкабинных переговоров общей продолжительностью 24 часа. Запись переговоров осуществляется на встроенную энергонезависимую память КПУ активной кабины.
КПУ 6. Коммутация сигналов от AS на ТНЧ. 1. В составе КПУ имеется управляемый аналоговый коммутатор, позволяющий:

  • подавать аналоговый выходной сигнал аудиоплаты с AS на вход ТНЧ активного КПУ;
  • в сдвоенных поездах каскадировать звуковые сообщения (выходной сигнал ТНЧ первого поезда подаётся на вход ТНЧ второго);
  • выдачу сообщений машиниста на ТНЧ;
  • обеспечивать отключение ТНЧ выдачей специального релейного сигнала.

2. Встроенный аналоговый коммутатор управляется автоматически после получения признака активации кабины (включения управления) командой от AS (голосовые сообщения машиниста имеют самый высокий приоритет).

7. Взаимодействие с AS. 1. Взаимодействие КПУ с AS выполняться через сеть Ethernet СВОП в режиме мастер-подчинённый (КПУ отвечает на запросы AS), передавая:

  • данные о количестве и исправности СПУ;
  • адреса и серийные номера СПУ;
  • режимы работы СПУ;
  • появление вызовов, выполнение разговоров (цифровой аудиопоток, выполняемого разговора);
  • автоматическое управление коммутатором аудиосигналов.

2. Для взаимодействия AS с КПУ используется «Система команд КПУ», работающая через сетевое TCP/IP соединение AS и КПУ.

3. В случае отсутствия управления от AS КПУ восстанавливает последний полученный признак активной кабины и удерживает ТНЧ в выключенном состоянии.

СПУ 1. Передача в КПУ режимов работы и технического состояния. В КПУ от каждого СПУ поступает следующая информация:

  • адрес и серийный номер с указанием места расположения в электропоезде;
  • неисправности СПУ (выход из строя или нарушения в работе электронной платы, закорачивание кнопки «Вызов», нарушения в работе акустического тракта (неисправность встроенного микрофона или громкоговорителя))
  • текущий режим работы (вызов, приём аудиоданных, передача аудиоданных);
  • аудиоданные переговоров машинист-пассажир в цифровом виде.
2. Работа с КПУ для организации связи пассажира с машинистом. Работа СПУ осуществляется в трёх режимах:

1. Нормальный режим работы.

Этот режим ожидания устанавливается сразу после включения и говорит об отсутствии вызова (кнопка «ВЫЗОВ» не нажималась) и отсутствии переговоров с машинистом. На лицевой панели все световые индикаторы погашены, кроме светового индикатора «СЛУШАЙТЕ», который при выполнении опроса СПУ мигает с частотой 1 Гц (длительность свечения индикатора - 50 мс, период опроса - 1000 мс).

2. Режим вызова.

В этот режим работы СПУ переходит после нажатия на лицевой панели на кнопку «ВЫЗОВ». При активации СПУ световой индикатор «ЖДИТЕ» начинает активно мигать с частотой 2 Гц (400 мс свечение, 100 мс пауза - погашен) и на встроенный в СПУ громкоговоритель выдаётся периодический звуковой сигнал (тональный сигнал частотой 425 Гц). Остальные световые индикаторы во время вызова погашены.

Если в течение 3 минут машинист не отвечает, то СПУ прекращает выдавать звуковые сигналы, и остаётся в режиме вызова. Если пассажир повторно нажимает кнопку, то звуковые сигналы возобновляются на 3 минуты.

СПУ игнорирует случайные короткие нажатия кнопки «ВЫЗОВ». Переход СПУ в режим вызова осуществляется только в случае нажатия и удержания кнопки «ВЫЗОВ» не менее 500 мс.

СПУ находится в режиме вызова неограниченно долго до ответа машиниста.

После ответа машиниста СПУ переходит в режим разговора.

3. Режим разговора.

В этот режим работы СПУ переходит из режима «ВЫЗОВ» в момент ответа машиниста.

Световой индикатор «ЖДИТЕ» постоянно погашен. Выполняется голосовой разговор между машинистом и пассажиром под управлением машиниста. Когда машинист говорит - пассажир слышит голос машиниста из встроенного в СПУ громкоговорителя. В этот момент времени микрофон СПУ отключён, световой индикатор «ГОВОРИТЕ» погашен, а световой индикатор «СЛУШАЙТЕ» постоянно светится. Как только машинист прекращает говорить, отключается встроенный громкоговоритель СПУ, включается встроенный в СПУ микрофон, световой индикатор «ГОВОРИТЕ» постоянно светится, а световой индикатор «СЛУШАЙТЕ» погашен. В этот момент времени пассажир может сообщить информацию машинисту.

Все описанные действия выполняются по командам машиниста - пассажир не нажимает кнопку «ВЫЗОВ». В режиме разговора нажатия на кнопку «ВЫЗОВ» СПУ игнорируются и не приводят ни к каким-либо действиям или изменениям текущего режима работы. Завершение режима «Разговор» выполняется по команде машиниста. СПУ переходит в нормальный режим работы.

ССТ Отображение текстовой информации
ТНЧ Готовность к воспроизведению голоса с микрофона пульта управления оповещением электропоезда и линейных выходов AS обоих головных вагонов электропоезда базовой составности.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.