Клещевые механизмы RZKK40M24X135 и WZK51M24X110, не оборудованные стояночным пружинным тормозом, состоят из корпуса, который через шарнирный болт (ось) и консоль крепится к кронштейну рамы тележки (рисунки 9.3 и 9.4). Шарнирное соединение между консолью и корпусом клещевого механизма компенсирует боковые перемещения рамы тележки относительно колесной пары, возникающие при движении электропоезда.

Рисунок 9.3 Клещевые механизмы RZKK40M24X135 (слева) и WZK51M24X110 (справа) без стояночного пружинного тормоза:

Рисунок 9.3 Клещевые механизмы RZKK40M24X135 (слева) и WZK51M24X110 (справа) без стояночного пружинного тормоза: 1 - корпус; 2 - консоль; 3 - ось (болт); 4 - авторегулятор; 5 - крышка цилиндра автоматического тормоза; 6 - корпус цилиндра автоматического тормоза; 7 - тормозной рычаг; 8 - тормозной башмак; 9 - тормозные накладки; 10 - стопор; 11 - запор пружинный; 12 - кронштейн; 13 - штанга; 14 - направляющая; 15 - шестигранник регулировочный; 16 - штуцер трубопровода сжатого воздуха.

Рисунок 9.4 Устройство клещевого механизма без стояночного пружинного тормоза (WZK51М24Х110):

Рисунок 9.4 Устройство клещевого механизма без стояночного пружинного тормоза (WZK51М24Х110): 1 - корпус; 2 - перекидной рычаг; 3 - тормозная накладка; 4 - тормозной башмак; 5 - тормозной рычаг; 6 - эксцентриковый вал; 7 - цапфа; 8 - поршень с хвостовиком; 9 - пружина; 10 - цилиндр; 11 - диафрагма; 12 - трубная гайка с регулировочным шестигранником; 13 - автоматический регулятор; 14 - шпиндель; 15, 16 - муфта свободного хода; 17 - нажимная штанга; 18 - буферная пружина; 19 - рычаг

Клещевой механизм RZKK40M24X135, устанавливаемый на моторных тележках, отличается от клещевого механизма WZK51M24X110, устанавливаемого на немоторных тележках, размером, формой консоли крепления к кронштейну рамы тележки и формой тормозных рычагов.

На корпусе клещевого механизма установлен цилиндр автоматического торможения с поршнем и диафрагмой, зажатой между корпусом и крышкой цилиндра. Хвостовик поршня через ось соединяется с рычагом. С одной стороны на поршень, через диафрагму, действует усилие сжатого воздуха, с противоположной стороны - усилие пружины.

Два, одинаковых по форме, тормозных рычага шарнирно соединены с корпусом клещевого механизма. Один из рычагов, через эксцентриковый вал с цапфой соединен с рычагом хвостовика поршня. Второй рычаг установлен на поворотной оси, жестко закрепленной в корпусе. Между собой тормозные рычаги соединены при помощи автоматического регулятора зазора тормозных накладок. Автоматический регулятор, через нажимную штангу, соединен с перекидным рычагом, установленным на оси в корпусе клещевого механизма. На перекидной рычаг действует усилие буферной пружины. Регулятор обеспечивает поддержание заданного зазора между тормозными дисками и тормозными накладками в расторможенном состоянии клещевого механизма.

На свободных концах тормозных рычагов, на осях вращения, установлены тормозные башмаки (держатели) с закрепленными на них тормозными накладками. Для обеспечения постоянной ориентации тормозных накладок параллельно плоскости вращения тормозных дисков, нижние части тормозных башмаков клещевого механизма RZKK40M24X135 моторных тележек соединены при помощи двух кронштейнов и штанги, а клещевого механизма WZK51M24X110 немоторных тележек - при помощи двух кронштейнов, перемещающихся по направляющей. Тормозные башмаки имеют фигурный паз для установки в них тормозных накладок, зафиксированных стопором с пружинным запором.

Нажимная штанга соединяет автоматический регулятор с перекидным рычагом. Регулятор с обоих концов уплотнен резиновыми гофрированными кожухами для защиты от попадания пыли и грязи. Основным элементом регулятора является шпиндель, который ввернут в трубную гайку с регулировочным шестигранником. Шпиндель через муфты свободного хода взаимодействует с нажимной штангой.

В конструкцию тормозных блоков RZKK40M24FK135 и WZK51M24FK110 добавлены цилиндры стояночного пружинного тормоза (рисунок 9.5).

Рисунок 9.5 Тормозные блоки RZKK40M24FK135 (слева) и WZK51M24FK110 (справа) со стояночным пружинным тормозом:

Рисунок 9.5 Тормозные блоки RZKK40M24FK135 (слева) и WZK51M24FK110 (справа) со стояночным пружинным тормозом: 1 - цилиндр стояночного пружинного тормоза

Стояночный пружинный тормоз включает в себя пружинный аккумулятор, привод и механизм ручного (аварийного) отпуска. В цилиндре пружинного аккумулятора расположен поршень со штоком-шпинделем. С одной стороны на поршень действует давление сжатого воздуха, с противоположной - усилие пружины стояночного тормоза (рисунок 9.6).

Рисунок 9.6 Стояночный пружинный тормоз:

Рисунок 9.6 Стояночный пружинный тормоз: 1 - штуцер; 2 - резьбовая гайка; 3 - поршень; 4 - шток-шпиндель; 5 - пружина стояночного тормоза; 6 - шестерня; 7 - собачка; 8 - толкатель; 9 - приводной вал; 10 - аварийный рычаг; 11 - возвратный толкатель; 12 - блокировочный поршень; 13 - вытяжная шпонка; 14 - рычаг; 15 - эксцентриковый вал; 16 - цапфа.

На шток-шпиндель накручена резьбовая гайка. На свободный конец резьбовой гайки установлена шестерня. На резьбовую гайку действует усилие пружины отпуска, установленной между гайкой и поршнем.

Привод включает в себя вытяжную шпонку, кривошип и приводной вал.

Механизм ручного (аварийного) отпуска состоит из аварийного рычага, возвратного толкателя, блокировочного поршня и толкателя с собачкой, которая блокирует вращение резьбовой гайки, взаимодействуя с пазами ее шестерни. Аварийный рычаг через трос управления соединен с рукояткой отпуска стояночного тормоза.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.