Устройство для подачи песка используется для увеличения коэффициента сцепления между колесом и рельсом при неблагоприятных погодных условиях.

Устройства установлены на моторных вагонах и осуществляют импульсную (2-секундная подача с 1-секундным интервалом) подачу песка под первые по ходу движения колесные пары моторных тележек:

  • автоматически при снижении давления в тормозной магистрали ниже 0,35 МПа;
  • автоматически при наличии команды на экстренное торможение;
  • автоматически при наличии команды на аварийное торможение;
  • принудительно, при нажатии на педаль подачи песка, расположенную на рабочем месте машиниста.

Автоматическая подача песка прекращается при снижении скорости движения менее 15 км/ч.

При температуре наружного воздуха ниже плюс 5 °C система управления электропоездом автоматически, на 60 минут, включает сушку песка в песочном бункере. При повышении температуры наружного воздуха выше плюс 5 °C, сушка песка автоматически отключается.

Управление подачей сжатого воздуха к устройству подачи песка осуществляет блок пневматического оборудования 422.

Устройство системы пескоподачи

Устройство для подачи песка представляет собой металлический бункер с кронштейнами, для крепления к кузову вагона (рисунок 7.1). Для заправки песка в бункере имеется горловина, закрытая герметичной крышкой. Через крышку обеспечивается сброс избыточного давления из бункера, превышающего 0,02 МПа. Уровень песка в бункере контролируется через мерное стекло. Запас песка в бункере составляет 40 кг.

Рисунок 7.1 Устройство для подачи песка:

Рисунок 7.1 Устройство для подачи песка: 1 - песочный бункер; 2 - устройство подачи и сушки песка; 3 - крышка заправочной горловины; 4 - кронштейны; 5 - кабель питания нагревательного элемента сушки песка; 6 - рукав подсыпной; 7 - кабель питания нагревательного элемента рукава подсыпного; 8 - нагревательный элемент рукава подсыпного; 9 - корпус нагревательного элемента; 10 - наконечник рукава подсыпного; 11 - мерное стекло.

В нижней части бункера расположено устройство для подачи и сушки песка (рисунок 7.2). На торцевых поверхностях корпуса устройства находятся штекерный разъем питания нагревательного элемента и два штуцера трубопроводов подачи сжатого воздуха, один для сушки песка, другой для его подачи под колесные пары. В нижней части корпуса устройства расположен штуцер для установки рукава под сыпного. Устройство имеет малую и большую вытяжки, расположены во внутренней полости бункера. Верхняя вытяжка находится выше максимального уровня песка. Сжатый воздух из каналов корпуса устройства поступает в песочный бункер через перфорированную пластину.

Рисунок 7.2 Устройство подачи и сушки песка:

Рисунок 7.2 Устройство подачи и сушки песка: 1 - бункер; 2 - устройство подачи и сушки песка; 3 - малая вытяжка; 4 — большая вытяжка; 5 - штуцер трубопровода сжатого воздуха для подачи песка; 6 — штуцер трубопровода сжатого воздуха для сушки песка; 7 - штуцер для установки рукава подсыпного; 8 - кабель питания нагревательного элемента сушки песка.

Для предотвращения перемерзания песка, рукав подсыпной оборудован системой обогрева. Система обогрева рукава состоит из корпуса с нагревательным элементом. Корпус установлен непосредственно на наконечнике рукава подсыпного. К корпусу подведен кабель электропитания. Обогрев рукава подсыпного работает совместно с сушкой песка.

Работа устройства для подачи песка

Подача песка под колесные пары

При активации одного из пневмораспределителей (ПР2 или ПР3) блока БПО 422, сжатый воздух, через штуцер «А» (рисунок 7.3) и перфорированную пластину, поступает в песочный бункер. В песочном бункере, часть сжатого воздуха, смешиваясь с песком и через колпак малой вытяжки, дозированно, поступает в канал «В». Другая часть сжатого воздуха, проходя через песок, разрыхляет его и через колпак большой вытяжки поступает в канал «В», обеспечивая подачу песка под колесную пару вагона.

Рисунок 7.3 Работа установки при подаче песка

Рисунок 7.3 Работа установки при подаче песка: 1 - нагревательный элемент; 2 - малая вытяжка; 3 - большая вытяжка; 4 - перфорированная пластина.

Сушка песка

При активации пневмораспределителя ПР1 блока пневматического оборудования 422, сжатый воздух, через штуцер «Б» с дроссельным отверстием (рисунок 7.4) нагревательный элемент и перфорированную пластину поступает в песочный бункер.

Рисунок 7.4 Работа установки при сушке песка:

Рисунок 7.4 Работа установки при сушке песка: 1 - нагревательный элемент; 2 - малая вытяжка; 3 - большая вытяжка; 4 - перфорированная пластина.

Так как, из-за наличия дроссельного отверстия, давление поступающего воздуха мало, то подачи песка через малую вытяжку не происходит. Теплый воздух проходит через песок, разрыхляет его и через колпак большой вытяжки поступает в канал «В» и далее выходит наружу.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.