4.10.1 Общий принцип работы установки охлаждения

Управление работой установок охлаждения ТП, ПСН и ГТ осуществляется автоматически ЦБУ при получении контрольных сигналов от датчиков температуры, уровня охлаждающей жидкости, величины и направления электрического тока, протекающего в цепях компонентов установки охлаждения (УО).

Охлаждающая жидкость производит отвод теплоты, образовавшейся при работе ТП, ПСН и ГТ. Циркуляцию охлаждающей жидкости в контуре охлаждения через теплообменник обеспечивает насос. За счет воздушного потока, создаваемого вентилятором, проходящего через пластины теплообменника, происходит передача теплоты от нагретой охлаждающей жидкости атмосферному воздуху. Режимы работы У О обусловлены режимами работы вентиляторов.

4.10.2 Режимы работы вентиляторов

В зависимости от температуры охлаждающей жидкости вентиляторы системы охлаждения имеют три рабочих режима:

  • Ступень 0 - вентиляторы выключены;
  • Ступень 1 - низкая частота вращения вентилятора;
  • Ступень 2 - высокая частота вращения вентилятора (соединение звезда).

Переход из одного режима в другой может осуществляться не более одного раза в 30 секунд, за исключением перехода на режим выше.

В режиме «Вокзал» и в режиме обогрева ТП все предельные значения температуры увеличиваются на 15 °C.

4.10.2.1    Управление переключениями рабочих режимов вентиляторов ТП

После включения ВУ с трехфазной шины электропоезда напряжением 380 В 50 Гц переменного тока через АЗВ 1.02.Q03 «Насос хладагента ТП» и включившийся контактор 1.02.К03 питание поступает на двигатель насоса хладагента ТП. Начинается циркуляция охлаждающей жидкости по контуру охлаждения ТП. Электрическая схема представлена на рисунке 4.54.

4.10.2.1.1 Режим работы вентилятора Ступень 1 устанавливается при включении контактора 1.02.К05 при следующих условиях:

  • ТП включен;
  • температура охлаждающей жидкости системы охлаждения ТП находится в диапазоне от плюс 10°С до плюс 35 °C (от плюс 25°С до плюс 50°С для режима «Вокзал»);
  • контакторы 1.02.К04 и 1.02.К06 выключены (отсутствие сигнала по проводу 3.1.02.032).

4.10.2.1.2 Режим работы вентилятора Ступень 2 устанавливается при включении контакторов 1.02.К04 и 1.02.К06 при следующих условиях:

  • ТП включен;
  • температура охлаждающей жидкости системы охлаждения ТП больше плюс 35°С (плюс 50°С для режима «Вокзал»);
  • контактор 1.02.К05 выключен (отсутствие сигнала по проводу 3.1.02.033).
Рисунок 4.54 - Схема электрическая установки охлаждения ТП

Рисунок 4.54 - Схема электрическая установки охлаждения ТП

4.10.2.1.3 Режим работы вентилятора Ступень 0 «Вентиляторы выключены» устанавливается при невыполнении вышеперечисленных условий. А также при выключении АЗВ.

При  выключении  АЗВ  1.02.Q05  формируется  диагностическое сообщение «АЗВ низкие обороты вентилятора ТП выключен».

При  выключении  АЗВ  1.02.Q04  формируется  диагностическое сообщение «АЗВ высокие обороты вентилятора ТП выключен».

4.10.2.2 Управление переключениями рабочих режимов вентиляторов ПСН

После включения ВУ с трехфазной шины электропоезда напряжением 380 В 50 Гц переменного тока через АЗВ 1.04.Q03 «Насос хладагента ПСН» и включившийся контактор 1.04.КОЗ питание поступает на двигатель насоса хладагента ПСН. Начинается циркуляция охлаждающей жидкости по контуру охлаждения ПСН. Электрическая схема представлена на рисунке 4.55

Рисунок 4.55 - Схема электрическая установки охлаждения ПСН и ГТ

Рисунок 4.55 - Схема электрическая установки охлаждения ПСН и ГТ

4.10.2.2.1 Режим работы вентилятора ПСН Ступень 1 устанавливается при включении контактора 1.04.К08 при следующих условиях:

  • есть признак «ПСН включен»;
  • температура охлаждающей жидкости системы охлаждения ПСН находится в диапазоне от плюс 10°С до плюс 35 °C (от плюс 25 до плюс 50 °C для режима «Вокзал»);
  • контакторы 1.04.К07, 1.04.К09 выключены (отсутствие сигнала по проводу 3.1.04.048).

4.10.2.2.2 Режим работы вентилятора ПСН Ступень 2 устанавливается при включении контактора 1.04.К07, 1.04.К09 при следующих условиях:

  • есть признак «ПСН включен»;
  • температура охлаждающей жидкости системы охлаждения ПСН превысила плюс 35 °C (плюс 50 °C для режима «Вокзал»);
  • контактор 1.04.КО8 выключен (отсутствие сигнала по проводу 3.1.04.050).

4.10.2.2.3 Режим работы вентилятора ПСН Ступень 0 «Вентиляторы выключены» устанавливается при невыполнении вышеперечисленных условий. А также при выключении АЗВ.

При  выключении  АЗВ  1.04.Q06  формируется  диагностическое сообщение «АЗВ низкие обороты вентилятора ПСН выключен».

При  выключении  АЗВ  1.04.Q07  формируется  диагностическое сообщение «АЗВ высокие обороты вентилятора ПСН выключен».

4.10.3 Периодическое включение вентиляторов ПСН и ГТ, ТП

4.10.3.1 Вентиляторы в зимнее время активируются каждые 30 минут и работают в течение 5 минут на ступени 1.

4.10.3.2  Функция периодического включения активируется при выполнении всех следующих условий:

  • температура окружающей среды меньше плюс 5 °C;
  • температура охлаждающей жидкости системы охлаждения меньше плюс 10 °C;
  • есть признак «ПСН включен».

4.10.4 Управление насосами охлаждающей жидкости

4.10.4.1 Команда на включение насоса охлаждающей жидкости ПСН и ГТ, выдается при выполнении всех следующих условий:

  • есть признак «ПСН включен»;
  • нет сигнала «Авария ГТ»;
  • есть сигналы от блока комбинированной системы охлаждения «Тревога» (пр.3.1.04.041) и «Отключение» (пр.3.1.04.043). Наличие данных сигналов соответствует штатному режиму работы комбинированной системы охлаждения ГКСО):
  • датчики температуры охлаждающей жидкости ТП (расположены на вагонах первого типа) передают значение температуры выше минус 40 °C.

Если хотя бы один из двух датчиков передает значение температуры минус 40 °C и ниже, включение насоса запрещено.

4.10.4.2 Команда на включение насоса охлаждающей жидкости ТП выдается при выполнении всех следующих условий:

  • замкнут сетевой контактор Q10 в контейнере ТП;
  • есть признак «ПСН включен»;
  • есть сигналы от установки охлаждения ТП «Тревога» (пр.3.1.02.034) и «Отключение» (пр.3.1.02.035). Наличие данных сигналов соответствует штатному режиму работы установки охлаждения ТП;
  • датчики температуры охлаждающей жидкости ТП (расположены на вагонах первого типа) передают значение температуры выше минус 40 °C.

Если хотя бы один из двух датчиков передает минус 40 °C и ниже, включение насоса запрещено.

4.10.4.3  При отсутствии сигнала «Предупреждение» от системы охлаждения ТП более 20 секунд (провод 3.1.02.035) формируется предупредительное сообщение на экране машиниста: «Низкий уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения ТП. Требуется доливка».

4.10.4.4   При отсутствии сигнала «Предупреждение» от комбинированной системы охлаждения ПСН и ГТ более 20 секунд (провод 3.1.04.042) сформировать предупредительное сообщение на главном экране машиниста: «Низкий уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения ПСН и ГТ. Требуется доливка».

4.10.5 При получении сигнала об отказе вентилятора и/или насоса УО необходимо снизить нагрузку от источников питания на потребляемое электрооборудование (ТП, ГТ, ПСН) и продолжить движение в депо для проведения ремонта, т.к. в этом случае отсутствия охлаждения электрооборудования приведет к его чрезмерному нагреву, выходу из строя, повреждением отдельных элементов, с возможным возникновением пожара.

4.10.6 При проведении техосмотра проверяется уровень охлаждающей жидкости в контуре по меткам указателя уровня на расширительном бачке при выравнивании температуры охлаждающей жидкости с температурой окружающей среды

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.