4.6.1 Управление наружными автоматическими дверями

4.6.1.1 Общие сведения

Существует два режима работы наружных автоматических дверей:

  • индивидуальное открытие дверей;
  • централизованное открытие дверей.

По умолчанию двери находятся в режиме индивидуального открытия. Переключение между режимами осуществляется с помощью акгивации/деактивации режима «Централизованное открытие дверей» на экране «Состояние дверей» терминала УиД (рисунок 4.49).

Рисунок 4.49 - Экран «Состояние дверей» терминала УиД

Рисунок 4.49 - Экран «Состояние дверей» терминала УиД

На экране «Состояние дверей» располагаются следующие элементы:

  • схема вагонов электропоезда с указанием их порядковых номеров и фактического состояния каждой двери в виде цветовых элементов;
  • управляемый элемент «Централизованное открытие дверей»;
  • индикатор «Низкая платформа»;
  • пояснения к цветовому отображению элементов.

Управление наружными автоматическими дверями осуществляется машинистом с пульта кабины управления при помощи переключателей «Блокировка дверей слева» и «Блокировка дверей справа», каждый из которых имеет два положения «Разблокировать» и «Блокировать».

Для индивидуального управления каждой дверью в отдельности используются кнопки «Локальное открытие» и «Вызов обслуживающего персонала»:

1. Кнопка «Локальное открытие» предназначена для индивидуального открытия пассажирами каждой двери в отдельности и расположена на внутренней и наружной стороне двери каждого вагона.

Кнопка имеет следующие состояния:

  • неактивное состояние (кнопка не подсвечивается);
  • активное состояние (кнопка подсвечивается зеленным цветом);
  • активированное состояние - кнопка нажата (кратковременно подсвечивается красным цветом);

2. Кнопка «Вызов обслуживающего персонала» предназначена для информирования локомотивной бригады о необходимости оказания помощи пассажиру с ограниченными возможностями. Кнопка установлена на внутренней и наружной стороне дверного полотна головных вагонов и может находиться в одном из следующих состояний:

  • неактивное состояние (кнопка не подсвечивается);
  • активное состояние - кнопка нажата (подсвечивается синим цветом).

Во время движения электропоезда все двери находятся в закрытом и заблокированном состоянии.

В случае неисправности двери, ее привода или блока управления, имеется возможность механической блокировки при помощи специального ключа.

Управление наружными автоматическими дверями осуществляется при выполнении следующих условий:

  • включен ВУ;
  • наличие питания низковольтных цепей управления (АЗВ должны находиться в положении «Вкл.»);
  • поступил сигнал от переключателя с пульта управления «Блокировка дверей слева» или «Блокировка дверей справа»;
  • отсутствует сигнал механической блокировки двери ключом;
  • отсутствует сигнал о неисправности;
  • переключатель на блоке управления дверями (БУД) установлен в положение «Вкл.»;
  • при отсутствии выдвижной подножки, трехпозиционный переключатель расположенный в приводе дверей должен быть установлен в положение «2» - нерабочее состояние;
  • контроллер тяга/торможение находится в положении «О»;
  • электропоезд стоит на месте.

Двери имеют следующее время выдержки в открытом состоянии:

  1. Не ограниченное время - в режимах «Централизованное открытие дверей» и «Техобслуживание».
  2. Время 60 с - в режиме «Уборка».
  3. Время 10 с - в режиме «Индивидуальное управление».

Двери обеспечивают три степени контроля по обнаружению препятствия:

  1. Инфракрасный датчик.
  2. Контроль по току двигателя.
  3. Контактная кромка.

4.6.1.2 Режим работы «Индивидуальное открытие дверей»

4.6.1.2.1 Открытие и закрытие дверей

Индивидуальное управление представляет собой процесс, при котором машинист выполняет разблокирование/блокирование автоматических наружных дверей, а пассажир принимает самостоятельное решение по открытию двери, из которой будет производиться посадка/высадка.

Открытие дверей происходит следующим порядком:

  • машинист разблокирует наружные автоматические двери с необходимой стороны, путем перевода переключателя «Блокировка дверей справа»/«Блокировка дверей слева» в положение «Разблокировать»;
  • после разблокирования дверей с пульта машиниста, устанавливается признак разрешения на открытие дверей, кнопка «Локальное открытие» расположенная на внутренней и наружной стороне дверного полотна каждой двери загорается зеленным цветом, а на экране «Состояние дверей» разблокированные двери загораются синим цветом;
  • при нажатии на кнопку «Локальное открытие» дверь открывается без предварительного звукового и светового оповещения, а на экране «Состояние дверей» открытые двери загораются белым цветом;
  • в открытом состоянии дверь находится 10 с, в течение которых кнопка блокируется и моргает каждую секунду.

Закрытие дверей происходит по одному из следующих действий:

  • двери закрываются автоматически по истечении 10 с;
  • двери закрываются принудительно, путем перевода переключателя «Блокировка дверей справа» или «Блокировка дверей слева» в положение «Блокировать».

Закрытие дверей всегда сопровождается звуковым и световым оповещением.

В процессе закрытия двери, кнопки «Локальное открытие» разблокируются и загораются зеленым цветом, при нажатии на кнопку во время процесса закрытия двери, дверь возвращается в открытое положение.

4.6.1.2.2 Обнаружение препятствий в режиме индивидуального управления

4.6.1.2.2.1 Обнаружение препятствий при открытии двери

При обнаружении препятствия в процессе открытия, двери останавливаются на время до 2 с, после чего предпринимается повторная попытка открытия. Данные действия выполняются в количестве трех попыток. После третьей попытки открытия, двери останавливаются в текущем положении и на экране терминала УиД выводится сообщение «Некорректное положение дверей» с указанием номера двери и номера вагона, а на экране «Состояние дверей» соответствующая дверь загорается белым цветом.

Сброс сообщения «Некорректное положение дверей» будет снято при закрытии дверей по истечении 10 с выдержки в открытом положении.

4.6.1.2.2.2 Обнаружение препятствия при автоматическом закрытии дверей

Если в процессе закрытия двери створки наезжают на препятствие, то дверь полностью открывается и затем снова пытается закрыться, с усилием не более 300 Н. Данные действия выполняются в количестве четырех попыток. Если по окончании четвертой попытки наличие препятствия сохраняется, то дверь открывается и останавливается в данном положении.

При попадании помехи в створе с прерыванием луча инфракрасного датчика, время открытого состояния дверей продлевается на 5 с. Количество таких продлеваний составляет не более трех, после чего двери закрываются и на экране терминала УиД появляется диалоговое окно «Некорректное положение дверей» (рисунок 4.50).

Рисунок 4.50 - Диалоговое окно «Некорректное положение дверей»

Рисунок 4.50 - Диалоговое окно «Некорректное положение дверей»

4.6.1.2.2.3 Обнаружение препятствия при закрытии дверей с пульта управления

При блокировке дверей с пульта управления, двери, которые находятся в открытом состоянии, начинают закрываться, при этом функция обнаружения препятствия инфракрасным датчиком не активна.

Если в процессе закрытия двери створки наезжают на препятствие, то дверь приоткрывается на расстояние (от 200 до 400 мм) и затем снова пытается закрыться, с усилием не более 300 Н. Данные действия выполняются в количестве четырех попыток. Если по окончании четвертой попытки наличие препятствия сохраняется, то дверь приоткрывается на расстояние (от 200 до 400 мм) от места препятствия и останавливается в данном положении. На экране терминала УиД появляется диалоговое окно «Некорректное положение дверей», а на экране «Состояние дверей» приоткрытая дверь загорается красным цветом.

Выход дверей из приоткрытого состояния после завершения четырех попыток осуществляется путем перевода переключателя «Блокировка дверей справа»/«Блокировка дверей слева» в положение «Разблокировать» и потом положение «Блокировать». При этом остальные двери продолжают работать в штатном режиме.

4.6.1.3 Режим работы «Централизованное открытие дверей»

4.6.1.3.1 Открытие и закрытие дверей

Централизованное управление представляет собой процесс, при котором машинист самостоятельно принимает решения по открытию и закрытию автоматических наружных дверей.

Данный режим устанавливается путем активации функции «Централизованное открытие дверей» на экране «Состояние дверей» терминала УиД. В этом случае кнопки «Локальное открытие» расположенные на внутренней и наружной стороне дверного полотна дверей не активны и как следствие отсутствует возможность управляющих действий со стороны пассажиров.

Открытие дверей осуществляется следующим порядком:

  • в зависимости от того с какой стороны будет производиться посадка/высадка пассажиров, машинист переводит переключатель «Блокировка дверей справа» или «Блокировка дверей слева» в положение «Разблокировать»;
  • выполняется звуковое оповещение открываемых дверей, подсветка кнопок «Локального открытия» начинает моргать и двери открываются.

Закрытие дверей происходит следующим порядком:

  • машинист переводит переключатель «Блокировка дверей справа» или «Блокировка дверей слева» в положение «Блокировать»;
  • выполняется звуковое оповещение на открытых дверях, после чего они закрываются.

4.6.1.3.2 Обнаружение препятствий в режиме централизованного управления

4.6.1.3.2.1 Обнаружение препятствий при открытии двери

При обнаружении препятствия в процессе открытия, двери останавливаются на время до 2 с, после чего предпринимается повторная попытка открытия. Данные действия выполняются в количестве трех попыток. После третьей попытки открытия, двери останавливаются в текущем положении и на экране терминала УиД выводится сообщение «Некорректное положение дверей» с указанием номера двери и номера вагона, а на экране «Состояние дверей» соответствующая дверь загорается белым цветом.

Сброс сообщения «Некорректное положение дверей» будет снято при закрытии двери переводом тумблера «Блокировка дверей» в положение «Блокировать».

4.6.1.3.2.2 Обнаружение препятствия при закрытии дверей

Если в процессе закрытия двери створки наезжают на препятствие, то дверь приоткрывается на расстояние (от 200 до 400 мм) и затем снова пытается закрыться, с усилием не более 300 Н. Данные действия выполняются в количестве четырех попыток. Если по окончании четвертой попытки наличие препятствия сохраняется, то дверь приоткрывается на расстояние (от 200 до 400 мм) от места препятствия и останавливается в данном положении. На экране терминала УиД появляется диалоговое окно «Некорректное положение дверей», а на экране «Состояние дверей» приоткрытая дверь загорается красным цветом.

Выход дверей из приоткрытого состояния после завершения четырех попыток осуществляется путем перевода переключателя «Блокировка дверей справа»/«Блокировка дверей слева» в положение «Разблокировать» и потом положение «Блокировать». При этом остальные двери продолжают работать в штатном режиме.

4.6.1.4 Управление дверями при нажатии кнопки «Вызов обслуживающего персонала»

При нажатии кнопки «Вызов обслуживающего персонала» она загорается синим цветом и горит в течении 100 с (в не нажатом состоянии кнопка не подсвечивается). При этом на протяжении данного времени на экране терминала УиД будет отображаться значок требования помощи инвалиду.

Если в течение 100 с после нажатия кнопки «Вызов обслуживающего персонала» электропоезд остановился и машинист разблокирует двери с пульта управления, происходит следующее:

  • при централизованном управлении - двери, на которых задействована кнопка «Вызов обслуживающего персонала» открываются, время выдержки двери в открытом состоянии устанавливается равным бесконечности;
  • при индивидуальном управлении - двери, на которых задействована кнопка «Вызов обслуживающего персонала» разблокируются, но находятся в закрытом состоянии и могут быть открыты при помощи кнопки «Локальное открытие» (подсвечивается зеленым цветом) или кнопки «Вызов обслуживающего персонала» (подсвечивается синим цветом). После открытия двери от кнопки «Вызов обслуживающего персонала» время выдержки в открытом состоянии устанавливается равным бесконечности.

Двери открытые от кнопки «Вызов обслуживающего персонала», закрываются при помощи переключателя «Блокировка дверей слева» или «Блокировка дверей справа», путем установки в положение «Блокировать».

Если по истечении 100 с после нажатия кнопки «Вызов обслуживающего персонала» двери не были разблокированы, то функция помощи пассажиру с ограниченными возможностями снимается, кнопка «Вызов обслуживающего персонала» устанавливается в неактивное состояние (не подсвечивается) и с экрана терминала УиД исчезает значок требования помощи инвалиду.

4.6.2 Управление выдвижными подножками

Управление выдвижными подножками в положение «Низкая платформа» и «Высокая платформа» осуществляется переключателем «Разблокирование ступеней» расположенным на пульте управления.

Каждая выдвижная подножка в отдельности, может быть приведена в рабочее/нерабочее состояние при помощи переключателя, расположенного в приводе дверей, путем установки в одно из положений:

  • «0» - рабочее состояние;
  • «1» - ручное управление подножкой (сервисный режим);
  • «2» - выведена из эксплуатации.

Выдвижные подножки устанавливаются в положение «Низкая платформа» при выполнении следующих условий:

  • переключатель «Разблокирование дверей» на пульте управления установлен в положении «Низкая платформа»;
  • шунтирующий переключатель выдвижной подножки в приводе дверей установлен в положение «0» (рабочее состояние);
  • электропоезд стоит на месте;
  • наружные автоматические двери разблокированы.

При установке переключателя «Разблокирование дверей» на пульте управления в положение «Низкая платформа», независимо от режима управления дверями (индивидуальное или централизованное), открытие дверей осуществляется только после полного выдвижения подножек.

Выдвижные подножки устанавливаются в положение «Высокая платформа» при выполнении следующих условий:

  • переключатель «Разблокирование дверей» на пульте управления установлен в положении «Высокая платформа»;
  • все двери закрыты.

Если подножка не выдвигается при установке переключателя «Разблокирование дверей» в положение «Низкая платформа», то данная дверь не будет открыта.

4.6.3 Индикация и диагностика состояния наружных автоматических дверей и выдвижных подножек

Индикация состояния наружных автоматических дверей и выдвижных подножек отображается на экране «Состояние дверей» терминала УиД в виде цветовых элементов (таблицы 4.13 и 4.14).

Таблица 4.13 - Индикация состояния наружных автоматических дверей

№ п.п. Состояние двери (открыто/закрыто) Состояние двери (заблокировано /разблокировано) Индикация на мониторе
1 Закрыто Заблокировано Зеленый
2 Приоткрыто с препятствием в створе Заблокировано Красный
3 Закрыто Разблокировано Синий
4 Открыто Разблокировано Белый
5 Открыто - есть препятствие Разблокировано Белый
6 Открыта аварийным открыванием или сбой связи -красный Разблокировано Красный со знаком "?"
7 Закрыто Заблокирована механически спецключом Черный

Таблица 4.14 - Индикация состояния выдвижных подножек

№ п.п. Состояние выдвижной подножки Индикация на мониторе
1 Отсутствует (индивидуальный переключатель находится в положении «Работа без подножки») Нет полоски
2 Задвинута
3 Выдвинута
4 Неисправна

Диагностические сообщения:

1) Препятствие в двери

Если есть сигнал от БУДВ «Дверь открыта» и «Некорректное положение двери», то на экране «Состояние дверей» дверь отображается белым квадратом и в архив формируется диагностическое сообщение: «Препятствие в двери» с рекомендацией «Превышено количество попыток закрытия. Проверить препятствие в створе».

2) Дверь закрыта с препятствием

Если есть сигнал от БУДВ «Дверь заблокирована» и «Некорректное положение двери», то на экране «Состояние дверей» дверь отображается красным цветом и в архив формируется диагностическое сообщение «Дверь закрыта с препятствием» с рекомендацией «Некорректное положение дверей. Проверить препятствие в створе».

3) Некорректное положение дверей

При появлении сигнала «Некорректное положение двери» и отсутствии сигнала «Дверь заблокирована спецключом» на обоих экранах терминала УиД появляется всплывающее окно «Некорректное положение дверей вагона X. Проверить препятствие в створе. Для закрытия диалогового окна нажмите кнопку Enter». Всплывающее окно исчезает после нажатия кнопки «Enter» на любом из терминалов УиД или пропадания сигнала от БУДВ «Некорректное положение двери».

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.