Общие требования

Все работы по техническому  обслуживанию и ремонту электропоезда и его сборочных единиц, деталей должны выполняться с соблюдением действующих правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, пожарной безопасности, требований охраны окружающей природной среды.

Вновь разрабатываемые и пересматриваемые технологические процессы, технологические инструкции, карты на ремонт отдельных узлов и агрегатов должны соответствовать ГОСТ 3.1120-2011 «Единая система технической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения».

К самостоятельной работе по техническому обслуживанию и ремонту электропоезда допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие профессиональное образование, соответствующее характеру работы, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, инструктажи по охране труда и пожарной безопасности. Прошедшие стажировку после проверки знаний требований норм охраны труда в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям, а также проверки знаний норм и правил работы на электроустановках в комиссии предприятия, с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.

Обслуживающим персоналом должны применяться безопасные приемы работы, средства защиты, содержаться в исправном состоянии и чистоте инструмент, оборудование, приспособления и измерительные приборы.

Обслуживающий персонал обязан:

  • выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также звуковой и световой сигнализации;
  • при подъеме на электропоезд и сходе с него пользоваться специальными площадками;
  • при выполнении работ, связанных с повышенным уровнем шума, использовать средства защиты органов слуха (антифоны, беруши и др.);
  • обо всех замеченных нарушениях требований соблюдения мер безопасности, в том числе о неисправностях оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты и пожаротушения, освещения, вентиляции, отопления, спецодежды, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, несчастному случаю, ухудшению состояния здоровья, сообщать своему непосредственному руководителю, оповестить окружающих, при необходимости вывести людей из опасной зоны и принять меры к ограждению опасного места. В случае непринятия им необходимых мер обращаться к инженеру по охране труда или руководству цеха, депо.

Обслуживающему персоналу запрещается:

  • находиться под поднятым грузом;
  • снимать ограждения до полной остановки вращающихся частей машины;
  • работать без средств индивидуальной защиты;
  • во время маневров, вводе (выводе) электроподвижного состава (ЭПС) в депо и на ремонтное стойло (из депо и с ремонтного стойла) производить работы по техническому обслуживанию и ремонту ЭПС, находиться под электропоездом или на его крыше, а также в местах на территории и в депо, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место».

Требования безопасности перед началом работ

Освещенность рабочих мест в помещениях и на открытых площадках депо, участков технического обслуживания, мастерских должна соответствовать требованиям СП 52.13330.2016, ОСТ 32.120-98 и «Отраслевых норм естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта».

Уровни шума и вибрации на рабочих местах не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.

Показатели микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях должны соответствовать требованиям СП 60.13330.2016, СП 56.13330.2011, СанПиН 2.2.4.548-96, СП 2.5.1334-03.

Производственные помещения должны быть оборудованы отоплением и вентиляцией в соответствии с требованиями СП 60.13330.2016, СП 56.13330.2011.

Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях, на открытых площадках депо не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.3532-18, ГН 2.2.5.2308-07, СанПиН 1.2.2353-08.

Перед началом работ слесарь должен убедиться в исправности применяемого технологического оборудования, инструментов, спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Перед продувкой ремонтируемого оборудования надевается хлопчатобумажный костюм из пыленепроницаемой ткани, респиратор и защитные очки.

Перед работой в электроустановках и работах с применением опасных веществ (клеи, герметики, лубриканты, красители и т.п.) работнику проводится инструктаж по мерам безопасности.

При работах с электрическими конструктивными элементами необходимо соблюдать правила:

  • отключить питание (в том числе питание от внешнего источника);
  • создать защиту от повторного включения;
  • удостовериться в отсутствии напряжения;
  • заземлить и замкнуть накоротко;
  • отключить соседние элементы, находящиеся под напряжением, или установить на них защиту.

Перед началом работ на электропоезде обслуживающий персонал должен убедиться в отсутствии напряжения в контактном проводе или на ЭПС по следующим признакам:

  • горит зеленый огонь световой сигнализации на ремонтном стойле;
  • заземлен контактный провод или отключены от ЭПС питающие кабели постороннего источника.

Перед началом работ по обслуживанию пневматического оборудования необходимо удалить воздух из отдельных участков пневмосистемы перед конструктивным элементом и за ним.

Перед работой с аккумуляторными батареями следует надеть хлопчатобумажный костюм с кислотозащитной пропиткой или грубошерстный костюм, прорезиненный фартук, резиновые перчатки, кожаные ботинки, защитные очки.

Требования безопасности во время работ

Организация безопасного обслуживания электроустановок в депо должна осуществляться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП), «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ), «Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок» (ПОТЭУ), стандартом СТО РЖД 15.013.2015 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения».

При работах на высоте должны соблюдаться требования «Правил по охране труда при работе на высоте», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 г. №155н.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями «Правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов», «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», и других нормативных документов, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

Обвязка, зацепка, подъем и перемещение, опускание грузов при помощи кранов и других грузозахватных приспособлений выполняются стропальщиками в соответствии с «Правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов». При транспортировке узлов и деталей с помощью грузоподъемных механизмов слесарь должен следить за перемещением груза по цеху.

При выполнении наплавочных и сварочных работ при ремонте узлов и деталей тяговых электродвигателей должны соблюдаться «Правила по охране труда при электросварочных и газосварочных работах».

Нанесение защитных покрытий и окраска узлов тягового привода производится в соответствии с настоящим Руководством, «Правилами по охране труда при выполнении окрасочных работ», утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.03.2018 г. № 127н, и ГОСТ Р 54893-2012, а также действующей технической документации и чертежами завода-изготовителя.

Запрещается открывать крышки контейнеров подвагонного оборудования и климатических установок, если к розеткам питания от постороннего источника под кузовом подведено напряжение выше 50 В переменного тока или выше 120 В постоянного тока.

При необходимости подачи напряжения в процессе или по окончании ремонта, включение машин и аппаратов или их опробование допускается только с разрешения мастера (бригадира).

Электрические машины и аппараты, установленные в специальном оборудованном месте, предназначенном для очистки и вытяжки пыли, должны продуваться сжатым воздухом под давлением не более 0,3 МПа (3,0 кгс/см2). Запрещается в это время в местах продувки находиться другим рабочим. Тяговые приводы в сборе, тяговые двигатели, редукторы должны устанавливаться на специальные подставки.

Испытания на электрическую прочность изоляции электрооборудования должны проводиться в соответствии с «Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок», «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», ГОСТ 12.3.019-80 ССБТ, методиками, программами испытаний.

Перед проведением работ на установках охлаждения необходимо убедиться в том, что система охлаждена до температуры помещения.

Требования безопасности при выполнении отдельных операций.

Электрические машины, снятые с электропоезда, должны устанавливаться на специальные подставки.

При транспортировке узлов и деталей с помощью грузоподъемных механизмов обслуживающий персонал должен следить за перемещением груза по цеху.

Перед разъединением соединительных рукавов воздушных магистралей необходимо перекрывать концевые краны. Перед продувкой воздушной магистрали соединительный рукав удерживать рукой возле головки, затем открывать кран.

Перед сменой клапанов, резервуаров, тормозных накладок и других деталей тормозной системы, вскрытием цилиндров тормозных блоков необходимо выключить блок пневматических приборов, выпустить воздух из резервуаров.

Запрещается отворачивать заглушки, краны, клапаны, пневматические приборы у резервуаров, находящихся под давлением.

Запрещается проводить проверку работоспособности автотормозов при обслуживании, ремонте экипажной части.

К работе на крыше электропоезда при отсутствии предохранительных ограждений на стойловой части депо, пунктов технического обслуживания (ПТО) допускаются только лица, прошедшие специальный инструктаж. При работе на крыше необходимо пользоваться предохранительным поясом.

Запрещается при нахождении на крыше переходить (перебегать, перепрыгивать) с вагона на вагон электропоезда.

При откручивании и закручивании болтов крышевого оборудования движение ключа следует направлять к себе.

При проверке токоприемника на подъем запрещается находиться в зоне его подъема.

По территории депо, ПТО аккумуляторные батареи должны перевозиться на специальных тележках, платформах, которые исключают возможность падения батарей.

К зарядке аккумуляторных батарей на электропоезде от деповской установки следует приступать через (5 - 8) мин, после открытия крышек аккумуляторных ящиков и пробок заливочных отверстий.

Электролит и дистиллированную воду следует переносить в полиэтиленовых канистрах, на горловины которых надет резиновый шланг.

При электросварке обратный провод следует присоединять по возможности ближе к месту сварки. Не допускается воздействие сварочного тока на буксовые и другие подшипники качения оборудования электропоезда.

Меры противопожарной безопасности

Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов, на ремонтном предприятии должны соблюдаться требования Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, «Общих технических требований к противопожарной защите тягового подвижного состава», «Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте».

При проведении технических обслуживании и ремонтов необходимо соблюдать правила пожарной безопасности: на электропоезде проверять исправность систем автоматической пожарной сигнализации, а также выполнять работы по пожарной профилактике в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по противопожарной безопасности. Особое внимание должно уделяться проверке состояния пожароопасных узлов.

Не допускается защита электрических цепей выключателями автоматическими и предохранителями, не предусмотренными документацией на электропоезд ЭС1П. Категорически запрещается шунтировать автоматические выключатели и предохранители. После производства работ, требующих создание временных (не штатных) электрических цепей, эти цепи должны быть удалены.

Перед проведением сварочных и других связанных с открытым пламенем работ, место работы следует оградить металлическими экранами и подготовить первичные средства пожаротушения (огнетушитель, воду, песок). Дополнительно, при проведении огневых работ в радиусе 2 м от места нагрева металла, удаляются горючие материалы (утеплитель, детали конструкций, обтирочные, смазочные материалы и др.).
Сварочные работы в местах, имеющих огнеопасную термоизоляцию, электроизоляцию или деревянные части, необходимо производить только после разборки и удаления этих частей из мест соприкосновения с нагреваемым металлом.

Окрашенные и обработанные поверхности деталей, электрические аппараты, радиоэлектронные элементы и провода, подверженные горению части вагонов, расположенные вблизи места выполнения сварочных работ, необходимо закрыть асбестовым листом или другим аналогичным материалом во избежание попадания на них брызг расплавленного металла или касания электродом.

При работе с горячими деталями обязательно использовать индивидуальные средства защиты (защитная одежда, перчатки и т.д.).

Сварочные работы должны производиться в соответствие требований «Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте электровозов, тепловозов, электропоездов и дизель-поездов».

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.