На стоянке, тормоза электропоезда могут находиться в трех режимах:

  • активирован стояночный тормоз;
  • активирован удерживающий тормоз;
  • стояночный и удерживающий тормоз отпущены.

Стояночный тормоз предназначен для закрепления электропоезда во время стоянки без использования энергии сжатого воздуха, для чего, на каждой колесной паре установлен индивидуальный тормозной блок с цилиндром стояночного тормоза. Тормозное усилие стояночного тормоза создается при помощи усилия пружин цилиндров стояночного тормоза. Отпуск стояночного тормоза осуществляется путем подачи давления сжатого воздуха в цилиндры стояночного тормоза. Для управления стояночным пружинным тормозом, в кабине управления, на пульте машиниста расположены две кнопки «Включение стояночного тормоза» и «Отпуск стояночного тормоза».

Удерживающий тормоз обеспечивается путем наполнения цилиндров тормозных блоков сжатым воздухом за счет электропневматического торможения.

Независимо от того, в каком из трех режимов находятся тормоза электропоезда на стоянке, при включении ВУ и запуске МПСУиД, активируется стояночный тормоз.

Для приведения стояночного тормоза в действие необходимо нажать кнопку «Включение стояночного тормоза», при этом при скорости менее или равной 2 км/ч и отсутствии сигнала от кнопки «Отпуск стояночного тормоза» получит питание вентиль ЭПВН1 (вкл.) блока управления стояночным тормозом (БУСТ) БТО 420 и происходит отпуск удерживающего тормоза.

При нажатии кнопки «Отпуск стояночного тормоза», при условии отсутствия сигнала от кнопки «Включение стояночного тормоза» получит питание вентиль ЭПВН2 (выкл.) блока управления стояночным тормозом (БУСТ) БТО 420. При этом происходит отпуск стояночного тормоза и приводится в действие удерживающий тормоз, путем наполнения цилиндров тормозных блоков сжатым воздухом за счет применения электропневматического торможения.

При нажатии и удержании кнопки «Отпуск стояночного тормоза» в течение 10 секунд, происходит отпуск стояночного и удерживающего тормозов.

Стояночный тормоз на каждом отдельном вагоне определяется системой управления МПСУиД неисправным, если имеется одно из следующих условий:

  • наличие информации от блока БТО 420 «СПТ не сработал, БУСТ не исправен»;
  • наличие информации от блока БТО 420 «Вентиль «Вкл. БУСТ» не работает, БУСТ не исправен»;
  • наличие информации от блока БТО 420 «Вентиль «Выкл. БУСТ» не работает, БУСТ не исправен»;
  • наличие информации от блока БТО 420 «Отсутствие информации от датчика ДД11, БУСТ неисправен»;
  • при снятии команды на включение стояночного тормоза (на пульте нажата кнопка «Включение стояночного тормоза»), когда давление сжатого воздуха в цилиндре стояночного тормоза в течение 10 секунд менее 0,2 МПа.

Если скорость движения электропоезда снизилась до 0,5 км/ч и не возрастает в течение 0,15 секунды и отсутствует сигнал о задании тяги, активируется режим удержания электропоезда. При этом происходит электропневматическое торможение и наполнение цилиндров стояночного тормоза до давления 0,15 МПа.
Режим удержания электропоезда снимается при наличии хотя бы одного из условий:

  • в течение времени более 0,15 секунды установлен режим тяги;
  • на время, более 1 секунды включен стояночный пружинный тормоз.

При отсутствии сжатого воздуха, стояночный тормоз может быть отпущен аварийно. Для этого необходимо вручную, при помощи закрепленного на раме тележки троса управления, произвести отпуск стояночного тормоза каждой колесной пары. Перед использованием троса управления, необходимо пружинный фиксатор вывести из зацепления с подпружиненным штифтом-предохранителем и вынуть штифт из отверстия корпуса и рукоятки. Для отпуска стояночного тормоза, потянуть рукоятку на себя до щелчка. После отпуска стояночного тормоза, рукоятку вернуть на место, снизу, в отверстия кронштейна и рукоятки, ввести штифт и зафиксировать его пружинным фиксатором (рисунок 10.4).

Рисунок 10.4 Рукоятка троса управления отпуска стояночного тормоза:

Рисунок 10.4 Рукоятка троса управления отпуска стояночного тормоза: 1 - фиксатор; 2 - рукоятка; 3 - штифт-предохранитель; 4 - кронштейн

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.