К.1 Техническое обслуживание

Детали обшивки кабины должны иметь гладкие однородные наружные и внутренние поверхности без расслоений, раковин, углублений, трещин, царапин и инородных включений, соответствующие контрольному образцу-эталону, утвержденному в установленном порядке.

Допускается незначительная волнистость на наружной поверхности изделий из стеклопластика, не выходящая за пределы допуска на толщину стенки.

На внутренней поверхности не должны быть видны выступающие полосы стекловолокна. На внутренней поверхности деталей не допускаются раковины, являющиеся следствием поверхностных воздушных включений.

Царапины, потертости на поверхности допускаются, если их глубина не превышает толщины поверхностного слоя связующего (армирующие волокна не выступают на поверхность). Если глубина царапины превышает толщину поверхностного слоя связующего и визуально зафиксировано повреждение армирующих волокон, деталь отбраковывают до принятия решения изготовителем о возможности их использования и маркируют соответствующим образом.

Требования к цвету наружной поверхности деталей и качеству их покрытий должны соответствовать параметрам, установленным в конструкторской документации.

Место перехода соединения частей детали не должно иметь резких уступов.

Миграция красителей стеклопластикового материала не допускается.

Стеклопластик должен допускать нанесение на поверхность лакокрасочных материалов, определенных конструкторской документацией.

На элементах облицовки кабины из полимерных композиционных материалов не допускаются:

  • а) внутренние дефекты: расслоения, пузыри, трещины, надломы, рыхлая структура (не пропитка смолой армирующего материала);
  • б) дефекты поверхности: трещины, морщины, раковины, осмоления и посторонние включения, пробой;
  • в) отсутствие отдельных деталей крепежа, потеря формы элементов крепления (кронштейны, скобы, пластины и т.п.).

При механической обработке стеклопластика в воздушную среду выделяется стеклопластиковая пыль и пыль отвержденного связующего вещества. Она раздражающе действует на слизистые оболочки дыхательных путей и кожные покровы работающих, вызывая зуд кожи, может привести к заболеванию дыхательных путей. При ремонте и переработке стеклопластиковых материалов возможны выделения в воздушную среду паров толуола, стеклопыли, пыли стеклопластика, стирола.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) в воздухе рабочей зоны и классы опасности указанных веществ согласно ГОСТ 12.1.005.

Требования безопасности при ремонте стеклопластиковых деталей обшивки кабины должны соответствовать ГОСТ 12.3.030.

Производственные помещения, в которых проводят механическую обработку стеклопластика, следует изолировать от других производственных участков и оснастить системой приточно-вытяжной вентиляции, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021 с очисткой воздуха и сбора образующихся при переработке этих материалов отходов и обеспечивающей состояние воздушной среды в соответствии с ГОСТ 12.1.005.

Предельно допустимая концентрация пыли в воздухе рабочей зоны должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-76 и не должна быть более 4 мг/м3, класс опасности - 4.

При применении стеклопластика необходимо соблюдать требования пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85.

К.2 Проверка работоспособности изделия

Проверка работоспособности деталей интерьера и экстерьера заключается в поиске и дальнейшем устранении дефектов стеклопластика (или замены изделия), а также состоянии деталей его крепления.

Перечень возможных дефектов поверхности деталей из стеклопластика, критерии их допустимости и рекомендуемые корректирующие действия приведены в таблице К.1.

Таблица К.1 - Типы дефектов, критерии приемки и рекомендуемые корректирующие действия

Тип дефекта Описание Критерии Действия при контроле
Вздутия Вздутия, образующиеся на поверхности или внутри слоя, обогащенного смолой Не допускаются Отбраковка
Изменение цвета Термическое разложение, подтверждаемое деформацией или изменением цвета поверхности стеклопластика Деформация и/или обгорание на глубину, превышающую толщину поверхностного слоя смолы Отбраковка
Разрушение покрытия и ослабление волокон Небольшое повреждение наружной поверхности под действием ультрафиолетового излучения или кислотного дождя, вызываемое хранением в течение длительного времени Глубина не ограничивается поверхностным слоем, площадь поверхности не ограничивается, волокна не ослабляются Отбраковка (текущий ремонт)
Скол Небольшой кусок материала, оторванный от края или поверхности (если армирующие волокна разрываются, повреждение определяется как трещина) Неповрежденные волокна обнажены на некоторой площади или волокна не обнажены, но на площади, превышающей 100 мм2, обнаруживается недостаток смолы Отбраковка (текущий ремонт)
Волокна не обнажаются и площадь, на которой смолы недостаточно, составляет менее 100 мм2 Принятие
Трещина Реальное разделение слоистого материала, видимое на противоположных поверхностях, проходящее через стенку. Непрерывная трещина может идентифицироваться светлым участком Максимальная глубина равна толщине слоя смолы или менее толщины этого слоя Отбраковка (текущий ремонт)
Максимальная глубина более толщины слоя смолы Принятие
Волосные трещины Тонкие трещины на поверхности стеклопластика или под ней Максимальная длина трещин - менее 25 мм Принятие
Максимальная длина трещин - более 25 мм Отбраковка (текущий ремонт)
Деформация Долговременное изменение размеров Не допускается Отбраковка
Расслаивание

(внутреннее)

Видимая сплошная область в слоистом пластике, как результат недостаточного сцепления между смолой и волокнами. Разделение слоев стеклопластика Не допускается Отбраковка
Оголение волокон Место на поверхностной пленке, в котором арматура увлажнена смолой Не допускается Отбраковка
Разрыв Разрушение стеклопластика с полным проникновением. Большинство волокон разорвано. Место разрушения выглядит как более светлая окрашенная область Не допускается Отбраковка
Механические повреждения Светлая область с разорванными волокнами или без разорванных волокон Наличие круговых или эллипсоидальных "ярких сплошных" областей (диаметром более 10 мм) не допускается Отбраковка
Кольцевые области диаметром менее 10 мм Отбраковка (текущий ремонт)
Несоответствующее отверждение смолы или адгезива слоистой структуры Температура и влажность не отвечают техническим требованиям.

Неправильная процедура отверждения/склеивания

Не допускается Отбраковка
Посторонние включения Посторонние вещества, вкрапленные в слоистый пластик Не допускается Отбраковка
Неправильное наслоение Соединение в замок, наслоенное с пропуском слоев Не допускается Отбраковка
Недостаток волокон Слишком высокое значение отношения содержания смолы и волокна Не допускается Отбраковка
Ямка (микроотверстие) Небольшой кратер на внутренней поверхности слоистого пластика, ширина (максимальный диаметр) которого равна или менее глубины Диаметр более 0,8 мм и/или глубина, превышающая толщину футеровки, или составляющая 10 % толщины стенки, и/или поврежденные волокна Отбраковка
Диаметр менее 0,8 мм и/или глубина менее толщины футеровки, или составляющая 10 % толщины стенки, и неповрежденные волокна Принятие
Царапины Неглубокие царапины, возникающие в результате неправильного перемещения, хранения и/или транспортирования Неповрежденные волокна остаются незащищенными на всей площади или таких волокон нет, но на площади, равной или превышающей 100 мм2 , недостает смолы Отбраковка (текущий ремонт)
Незащищенных волокон нет и площадь, на которой недостает смолы, составляет менее 100 мм2 Отбраковка (текущий ремонт)
Разрывы, разрезы, дробление, кромки или другие дефекты Нарушается непрерывность резьбы Не допускается в пределах минимальной длины в вершине наружной резьбы, отсчитываемой от конца детали Отбраковка

К.3 Демонтаж и монтаж

Перед установкой (заменой) деталей облицовки кабины их необходимо скомплектовать по размерам в соответствии с конструкцией. Для соединения между собой элементов и частей облицовки кабины следует использовать соответствующий по размерам крепеж. При ремонте деталей облицовки кабины необходимо предохранять их соединяемые части от ударов и механических повреждений.

Все элементы и части облицовки кабины поставляются в упаковке, предохраняющей их от внешних повреждений. Распаковку изделий из стеклопластика производить непосредственно перед началом монтажа. При этом после распаковки их необходимо держать горизонтально. Если поместить изделие в вертикальное положение прислонив к опоре, оно может деформироваться или треснуть. Строго запрещается задевать твердыми предметами углы, края стеклопластиковых деталей облицовки кабины.

Установка должна производиться квалифицированными специалистами в соответствии с материалами и дополнительными инструкциями по установке. В противном случае изделие будет установлено неправильно, что повлечет повреждения и опасность при эксплуатации.

При установке маски фронтальной нельзя заранее доставать ее из специальной оснастки. Вынимать маску необходимо только в момент монтажа, чтобы сразу произвести установку. При демонтаже маски фронтальной она также сразу укладывается в свою оснастку.

Стеклопластик нельзя перегибать, перетягивать и пережимать, т.к. это может привести к его деформации, перекосу деталей и поломке (трещинам) материала.

Для демонтажа и монтажа с осторожностью используют обычные инструменты во избежание царапин, сколов и поломок.

Непосредственно перед установкой необходимо еще раз проверить наличие маркировки и клейма приемки деталей, а также отсутствие недопустимых повреждений во избежание попадания в работу дефектных изделий.

На поверхность резьбы должен быть нанесен равномерный слой смазки, рекомендованной предприятием-изготовителем. Смазку наносят непрерывным слоем неметаллической щеткой или шпателем. Не допускать попадания песка или других механических примесей в смазку. Для равномерного нанесения температура смазки должна быть не ниже 18 °C.

При свинчивании болты и гайки медленно вращают, чтобы убедиться в том, что обеспечено правильное, без перекоса, зацепление резьбы. Затяжку резьбового соединения необходимо проводить осторожно, вручную усилием одного человека, исключая повреждение наружных поверхностей деталей и резьбы. Момент предварительной затяжки не более 5 Н-м.

К.4 Регулирование и испытание

Перед началом использования после технического обслуживания и ремонта необходимо провести регулировку деталей обшивки кабины, имеющих механическое крепление. При этом не допускать разукомплектовки зацепов панелей фальшборта переднего. При замене блока фар в соответствующие проемы необходимо выдерживать равномерный зазор по контуру. После закрепления блоков прожекторов заполнить зазоры герметиком SIKAFLEX-265 (черный) на максимальную глубину 10 мм. Шов герметика должен быть ровным, без наплывов. Попадание герметика на оптический элемент и поверхность маски не допускается. Капельник, располагаемый под лобовым стеклом маски фронтальной, приклеивается на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность.

К.5 Очистка и окраска

В процессе эксплуатации возникает необходимость покраски деталей облицовки. Для этого стеклопластиковые поверхности деталей кабины должны быть предварительно тщательно вымыты. Загрязненная поверхность может быть очищена проточной водой или мойкой высокого давления. Чтобы удалить плотно засевшую грязь, смазку или масло следует использовать раствор воды и моющего средства без абразива и мягкую щетку.

Запрещается применение щетки для мытья плексигласовых и акриловых поверхностей, т.к. можно поцарапать поверхность стеклопластика. Чтобы поддерживать глянцевый блеск деталей, рекомендуется один, два раза в год производить полировку стеклопластика специальными полиролями.

Перед полировкой необходимо тщательно промыть поверхность и очистить от масляных пятен. Следует обнаружить и заделать трещины и повреждения, в особенности те, которые способны задерживать воду или частицы льда, или позволяют воде просочиться внутрь облицовки кабины.

Окраску каждой детали облицовки проводить в соответствии с утвержденным цветовым решением (таблица К.2).

Таблица К.2 - Требования к лакокрасочному покрытию

Наименование компонентов Цвет по каталогу RAL Класс покрытия по ГОСТ 9.032
Область над лобовым стеклом RAL 7012 Серый базальт III (глянцевый)
Область под лобовым стеклом RAL 7004 Сигнальный серый III (глянцевый)
Головная часть, сбоку, передние стойки RAL 3020 III (глянцевый)
Зона указателя пути следования, ниша прожектора RAL 9005 Черный IV (полуматовый)
Видимая поверхность воздушного канала, решетка воздушного канала RAL 7012 Серый базальт IV (полуматовый) микроструктура
Фартук передний левый, правый RAL 7012 Серый базальт IV (глянцевый)
Фартук задний левый, правый RAL 7012 Серый базальт IV (глянцевый)
Перемычка верхняя RAL 7004 (сигнально серый) IV (глянцевый)
Перемычка нижняя RAL 3026 (люминесцентный) IV (глянцевый)
Фартук средний левый, правый RAL 3026 (люминесцентный) IV (глянцевый)
Фартук боковой левый, правый RAL 3026 (люминесцентный) IV (глянцевый)
Декоративные поверхности элементов облицовки кабины RAL 7047 III (полуматовый) микроструктура

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.