Назначение и технические характеристики

Ограничитель перенапряжений нелинейный предназначен для защиты высоковольтного электрооборудования электропоезда от атмосферных и коммутационных перенапряжений.

На крыше 2 и 4 вагона электропоезда установлены ограничители перенапряжения двух типов:

  • один ОПН-3,3 ЭМ УХЛ1 (обозначение в схеме 1.01.F21) - в цепи питания постоянного тока 3 кВ;
  • два ОПН-25 М УХЛ1 (обозначение в схеме 1.01.F01 и 1.01.F02) - в цепи токоприемника и в цепи питания однофазного тока 25 кВ.

Основные технические характеристики ограничителей перенапряжения представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 - Основные технические характеристики ограничителей перенапряжения

Наименование параметра Значение
ОПН-3,3
Номинальное напряжение, кВ 3,3
Наибольшее длительно допустимое рабочее напряжение, кВ 4,0
Напряжение на ограничителе, допустимое в течение 10 с, кВ 6,0
Номинальный разрядный ток, А 5000
Пропускная способность
а) до 100 воздействий коммутационных перенапряжений с треугольными импульсами тока максимальным значением от 350 до 2500 А:
- 10 воздействий длительностью от 2,5 до 5,0 мс с амплитудой, А 350- 1000
- 80 воздействий длительностью от 5,0 до 8,0 мс с амплитудой, А 1001 -2000
- 10 воздействий длительностью от 8,0 до 9,0 мс с амплитудой, А 2001 -2500
б) 500 импульсов тока 8/20 мкс с амплитудой, А 5000
в) 2 импульса тока 4/10 мкс с амплитудой, кА 100
Остающееся напряжение на ограничителе во всем диапазоне рабочих температур и в течение всего срока службы при импульсном токе 8/20 мкс с амплитудой: 5000 А, кВ, не более 9,2
Масса, кг, не более 25±2
ОПН-25
Номинальное напряжение, кВ 25
Максимальное рабочее напряжение, В 29
Остающееся напряжение на ограничителе во всем диапазоне рабочих температур и в течение всего срока службы при импульсном токе с длительностью фронта 8 мкс с амплитудой:
- 1000 А, кВ, не более 76
- 5000 А, кВ, не более 85

Устройство

Ограничитель перенапряжения представляет собой защитный аппарат, содержащий блок последовательно-параллельно соединенных оксидноцинковых высоконелинейных резисторов (варисторов), заключенных в фарфоровую герметизированную покрышку. Фарфоровая покрышка при помощи фланца крепится на крыше электропоезда четырьмя болтами (рисунок 5.1 и 5.2).

Ограничитель перенапряжения ОПН-3,3 ЭМ УХЛ1

Рисунок 5.1 - Ограничитель перенапряжения ОПН-3,3 ЭМ УХЛ1: 1 - контактный болт; 2 - крышка; 3 - верхний фланец; 4 - фарфоровая покрышка; 5 - нижний фланец; 6 - основание; 7 - оксидно-цинковые варисторы.

Герметизация между покрышкой и фланцем осуществляется с помощью резиновых уплотнительных колец. Для защиты от коррозии все наружные металлические детали ограничителя имеют защитное покрытие. Ограничитель имеет верхний и нижний контактные выводы для подключения к защищаемым цепям и снабжен предохранительным устройством для сброса избыточного давления в случае внутреннего повреждения аппарата.

Работа

Защитное действие ограничителя обусловлено тем, что при появлении опасного для оборудования перенапряжения, вследствие высокой нелинейности резисторов через ограничитель протекает значительный импульсный ток, в результате чего величина перенапряжения снижается до уровня, безопасного для изоляции защищаемого электрооборудования.

Ограничитель перенапряжения ОПН-25 М УХЛ1

Рисунок 5.2 - Ограничитель перенапряжения ОПН-25 М УХЛ1

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.