Клапан сбрасывающий трехпозиционный 182 (клапан 182) предназначен для сброса давления сжатого воздуха из цилиндров тормозных блоков по командам от системы противоюзной защиты, с возможностью фиксации в цилиндрах тормозных блоков давления промежуточной величины, а также с последующим наполнением цилиндров тормозных блоков. Для каждой колесной пары электропоезда установлен свой клапан 182.

Устройство

Клапан 182 состоит из кронштейна и электропневматической части.

Кронштейн имеет присоединительные отверстия для трубопроводов, идущих к реле давления (РД) блока БУТ и цилиндрам тормозных блоков. Кронштейн устанавливается на корпусе электропневматической части и внутренними каналами соединен с ее вентильной группой и клапанной системой (рисунки 8.1, 8.2). Снизу корпус электропневматической части закрыт металлическим кожухом. Кожух крепится к корпусу 4 винтами М4×2 и снабжен разгрузочным ниппелем НР-30 и резиновым уплотнением.

Рисунок 8.1 Клапан сбрасывающий трехпозиционный 182 (внешний вид):

Рисунок 8.1 Клапан сбрасывающий трехпозиционный 182 (внешний вид): 1 - кронштейн; 2 - крышка вентильной группы; 3 - разъем электропитания; 4 - корпус электропневматической части с клапанной системой; 5 - ниппель разгрузочный НР-30; 6 - корпус кожуха; 7 - уплотнения

Рисунок 8.2 - Клапан сбрасывающий трехпозиционный 182 (устройство):

Рисунок 8.2 - Клапан сбрасывающий трехпозиционный 182 (устройство): 1 - крышка вентильной группы; 2 - вентиль сброса В1 (ВС); 3 - корпус электропневматической части; 4 - вилка блочная; 5 - клапан атмосферный; 6, 11 - пружина; 7, 12 - диафрагма; 8 - кронштейн; 9 - вентиль нагнетания В2 (ВН); 10 - клапан наполнения; 13 - ниппель; 14 - дроссель

Электропневматическая часть состоит из корпуса, на котором смонтирована вентильная группа закрытая крышкой. Вентильная группа вкачает в себя два электропневматических вентиля: вентиль сброса В1 (ВС) и вентиль нагнетания В2 (ВН). Вентили представляют собой электромагнитные устройства, состоящие из катушки, якоря и сердечника.

Клапанная система включает в себя два подпружиненных клапана:

  • клапан атмосферный (управляется вентилем В1 (ВС));
  • клапан наполнения цилиндров тормозных блоков (управляется вентилем В2 (ВН)).

Вентильная группа, воспринимая управляющий электрический сигнал, приводит к срабатыванию клапанной системы, которая, при помощи сжатого воздуха, управляет положением подпружиненных диафрагм и сообщает цилиндры тормозных блоков с реле давления (РД) блока БУТ (при торможении) или с атмосферой (при юзе).

В корпусе электропневматической части имеются дроссельное отверстие и ниппель.

Работа

При пневматическом или электропневматическом торможении, управляющий электрический сигнал на электромагнитных вентилях отсутствует, и клапан 182 находится в режиме ожидания. При этом, сжатый воздух от реле давления (РД) блока БУТ поступает в полость «А», под диафрагму клапана наполнения цилиндров тормозных блоков и полость «В», под диафрагму атмосферного клапана, откуда, через дроссель «Др» в полость «Г» (рисунок 8.3).

Рисунок 8.3 Работа клапана 182 в режиме торможения

Рисунок 8.3 Работа клапана 182 в режиме торможения

Одновременно, через обесточенный электромагнитный вентиль нагнетания В2 (ВН), полость «Б» над диафрагмой клапана наполнения цилиндров тормозных блоков сообщается с атмосферой. Под действием сжатого воздуха в полости «А», диафрагма клапана наполнения цилиндров тормозных блоков, преодолевая усилие пружины, прогибается вверх, и сжатый воздух из канала «РД» поступает в канал «ТЦ» и происходит наполнение цилиндров тормозных блоков. Таким образом, при нахождении клапана 182 в режиме ожидания, происходит беспрепятственная связь реле давления (РД) блока БУТ с цилиндрами тормозных блоков.

При возникновении юза колесной пары, от электронного блока КИПУ БАРС-6М, установленного в контейнере блока тормозного оборудования БТО 420 каждого вагона, подается управляющее напряжение на катушки электропневматических вентилей В1 (ВС) и В2 (ВН). При этом, вентилем нагнетания В2 (ВН) полость «Б» над диафрагмой клапана наполнения цилиндров тормозных блоков, отсекается от атмосферы и соединяется с полостью «А», расположенной под данной диафрагмой. Так как давление в полостях «А» и «Б» уравновешивается, под действием пружины, диафрагма клапана наполнения цилиндров тормозных блоков садится на свое седло и разобщает каналы «ТЦ» и «РД» (рисунок 8.4).

Рисунок 8.4 Работа клапана 182 в режиме предотвращения юза

Рисунок 8.4 Работа клапана 182 в режиме предотвращения юза

Одновременно, полость «Г», над диафрагмой атмосферного клапана, через электропневматический вентиль сброса В1 (ВС), сообщается с атмосферой и давление в ней резко снижается, так как подпитка ее через дроссель «Др» незначительна. Под действием давления в канале «ТЦ» и полости «В», диафрагма атмосферного клапана, преодолевая усилие пружины, отходит от своего седла и открывает атмосферный канал. Происходит быстрый выпуск сжатого воздуха из канала «ТЦ» в атмосферу.

При прекращении процесса юза колесной пары, электронный блок КППУ БАРС-6М снимает питание с вентиля сброса В1 (ВС) и выход воздуха из цилиндров тормозных блоков в атмосферу прекращается. Так как вентиль нагнетания В2 (ВН) остается под питанием, диафрагма клапана наполнения цилиндров тормозных блоков закрыта под усилием пружины и сообщение полостей «А» и «В» отсутствует, то подпитка цилиндров тормозных блоков от реле давления (РД) блока БУТ не происходит. Таким образом, в цилиндрах тормозных блоков зафиксируется определенное промежуточное давление сжатого воздуха и, соответственно, промежуточное тормозное нажатие (рисунок 8.5).

Рисунок 8.5 Работа клапана 182 после прекращения юза

Рисунок 8.5 Работа клапана 182 после прекращения юза

При полном выходе колесной пары из юза, снимается питание с вентиля нагнетания В2 (ВН) и вся клапанная система возвращается в исходное положение (рисунок 8.3). Происходит пополнение цилиндров тормозных блоков сжатым воздухом до начальной величины (согласно заданному на момент начала юза тормозному усилию), так как восстанавливается их связь с реле давления (РД) блока БУТ.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.