Главный выключатель переменного тока (обозначение в схеме 1.01.Q20) предназначен для подключения и отключения высоковольтной цепи электропоезда от контактной сети, а также для размыкания цепи при перегрузке и в условиях короткого замыкания. Главный выключатель расположен на крыше 2 и 4 вагонов электропоезда. На электропоезде установлен главный выключатель типа MACS с заземляющим переключателем с ручным управлением. Заземляющий переключатель обеспечивает безопасную работу обслуживающего персонал, выполняющего техническое обслуживание и ремонт электропоезда.

Технические характеристики главного выключателя приведены в таблице 7.1.

Главный выключатель с ручным заземлителем

Главный выключатель с ручным заземлителем

Таблица 7.1 - Технические характеристики главного выключателя

Наименование параметра Значение
Главная цепь
Номинальное рабочее напряжение, В 27500
Номинальный рабочий ток, А 1000
Расчетная коммутируемая частота, Гц 50-60
Цепи управления
Номинальное напряжение, В 24-110
Придельное напряжение питания, В 17-137,5

Устройство

Главный выключатель (ГВ) представляет собой однополюсный вакуумный выключатель с электрическим пружинным приводом и камерой вакуумного выключателя.

Главный выключатель состоит из следующих основных узлов:

  • верхний узел - высоковольтный блок;
  • нижний узел - отсек привода;
  • заземляющий переключатель.

Верхний и нижний узел разделены опорной плитой, предназначенной для установки выключателя на крыше электропоезда. Вертикальная тяга управления соединяет оба функциональных узла.

Вертикальный изолятор изолирует высоковольтный блок от отсека привода.

В вертикальном изоляторе расположена вакуумная камера с подвижным и неподвижным контактами. Так как вакуум обладает изоляционными качествами, система дугогашения в главном выключателе не предусмотрена. Для подключения шунтов токоведущих шин к подвижному и неподвижному контактам, на поверхность изолятора имеются специальные клеммы (рисунок 7.1).

Главный выключатель типа MACS

Рисунок 7.1 - Главный выключатель типа MACS: 1 - вертикальный изолятор; 2 - электропривод выключателя; 3 - ручной привод заземляющего переключателя; 4 - основание; 5 - заземляющий переключатель; 6 - неподвижные контакты заземляющего переключателя; 7 - клеммы подключения шунтов токоведущих шин.

По центру вертикального изолятора проходит тяга управления, передающая усилие с привода на подвижный контакт, расположенный в вакуумной камере. Между вертикальной тягой управления и приводом установлен шарнирный блок. Шарнирный блок представляет собой механическое соединение между вертикальной тягой управления и горизонтальной тягой привода. Нажимной пружинный механизм создает дополнительное усилие нажатия при замкнутых главных контактах, что предотвращает износ контактов вследствие обгорания и увеличивает срок службы главного выключателя (рисунок 7.2).

Устройство главного выключателя типа MACS

Рисунок 7.2 - Устройство главного выключателя типа MACS: 1 - основание; 2 - вакуумная камера; 3 - подвижный контакт с вертикальной тягой управления; 4 - неподвижный контакт; 5 - вертикальный изолятор; 6 - шарнирный блок; 7 - электропривод; 8 - кулачковая шайба; 9 - блок-контакты; 10 - отключающая пружина; 11 - нажимной пружинный механизм.

Для проведения ремонтных работ и технического обслуживания на главном выключателе установлен заземляющий разъединитель, который замыкает на землю обе стороны главного выключателя. Заземляющий разъединитель представляет собой встроенный двухконтактный переключатель с ручным приводом и блоком запирающих ключей. Ручной привод поворачивает заземленный стержень вокруг своей вертикальной оси. Закрепленные на нем контактные пружинные врубы соединяют или разъединяют с землей оба высоковольтных контакта главного выключателя.

Работа

Включение

При подаче питания на электромагнит привода, горизонтальная тяга начинает перемещаться влево (рисунок 7.2) и через шарнирный блок воздействует на вертикальную тягу. Вертикальная тяга, поднимаясь вверх, замыкает подвижный и неподвижный контакты ГВ. При этом кулачковая шайба горизонтальной тяги воздействует на блок-контакты, и в МПСУиД поступает сигнал о состоянии главного выключателя.

Выключение

По команде МПСУиД снимается питание с электромагнита привода и под действием отключающих пружин горизонтальная тяга перемещается вправо и через шарнирный блок и вертикальную тягу разрывает главные контакты ГВ.

Использование заземляющего разъединителя

Заземляющий разъединитель переключается вручную с помощью рукоятки управления. Для обеспечения безопасности рычаг управления блокируется с помощью запирающих ключей. Ключи безопасности и соответствующие замки позволяют осуществлять работу по обслуживанию высоковольтного оборудования только после того, как заземляющий разъединитель будет находиться в положении «Заземлено».

Алгоритм переключения из рабочего положения в положение «Заземлено»:

  • вставить в свободное гнездо заземляющего разъединителя ключ «С» (белый) и повернуть его;
  • перевести рукоятку управления в положение «Заземлено» до упора;
  • повернуть и извлечь из ключевого запора ключ «D» (зеленый), для последующего его использования в устройстве выдачи ключей 3 вагона.

Алгоритм переключения из положения «Заземлено» в рабочее:

  • вставить в свободное гнездо заземляющего разъединителя ключ «D» (зеленый) и повернуть его;
  • перевести рукоятку управления в рабочее положение до упора;
  • повернуть и извлечь из ключевого запора ключ «С» (белый).

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.