Внешняя очистка вагонов и внутренняя уборка салонов и оборудования должна выполняться в соответствии с требованиями «Технологической инструкции по очистке и обмывке наружных и внутренних поверхностей моторвагонного подвижного состава ТИ-ЦПРИГр-7/25-2002».

Внешняя очистка

Внешняя очистка должна производиться еженедельно. Внешняя очистка может выполняться механическим способом и ручным.

Внешняя механическая очистка

Механическая чистка кузовов и подвагонного оборудования должна производиться автоматическим моечным комплексом в закрытом, отапливаемом помещении при температуре наружного воздуха не ниже минус 15 °C.

Процесс мойки заключается в предварительном смачивании водой, нанесении моющего раствора, механической очистки кузова от грязи с помощью вращающихся щеток, окончательного смыва раствора, удалении воды с кузова путем обдува воздухом высокого давления.

Скорость движения электропоезда через моечный комплекс не должна быть более 15 км/ч.

Грязь на углубленных элементах (фальшборта, лестницы и внутренние торцевые стены вагонов) должна удаляться после нанесения моющих средств вручную при помощи щеток.

Моющие средства должны содержать:

  • кислоты в пределах pH от 1,5 до 3,0 (кислотосодержащие);
  • щелочи в пределах pH от 9,0 до 11,0 (щелочные).

Ручная очистка

Ручная очистка электропоезда должна производиться еженедельно или при необходимости. Данная очистка должна производиться в местах, оборудованных системой очистки сточных вод. Слой грязи с внешних частей кузова счищается щеткой для мытья стекол или щеткой для мытья вагонов.

При температуре окружающего воздуха выше плюс 2 °C, ручная чистка стекол должна производиться нейтральным или кислотосодержащим моющим средством, при температуре окружающего воздуха до минус 5 °C -кислотосодержащими, щелочными (для удаления насекомых) моющими средствами.

При использовании кислотосодержащих моющих средств окончательный обмыв стекол должен производиться теплой водой, температурой не выше плюс 30 °C.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 5 °C должна производиться сухая чистка стекол бескварцевым порошком пемзы и этиловым спиртом.

Внутренняя уборка вагонов должна выполняться в период отстоя электропоезда обученным персоналом.
Уборщики должны быть обеспечены инвентарем, мешками с маркировкой «для мусора», емкостью (ведром) с дезинфицирующим раствором, кожными антисептиками, квачом или ершом, достаточным количеством ветоши, веником, щеткой, емкостями (ведрами) с маркировкой «для туалетов», «для сидений», «для пола». Емкость (ведро) с маркировкой «для сидений» разрешается использовать и для мытья стен (на основании действующих «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте»).

Электропоезда, в которых установлено наличие вредных насекомых, должны быть дезинсектированы специализированными предприятиями.

В случае эпидемий требуемые меры дезинфекции устанавливаются соответствующими органами.

Внутренняя уборка вагонов подразделяется на ежедневную и ежемесячную, специальную очистку в особых случаях, удаление граффити.

Ежедневная внутренняя уборка

При проведении ежедневных внутренних уборок должны производиться:

  • сбор и удаление мусора по всему электропоезду;
  • протирка влажной салфеткой видимых элементов контейнеров под мусор, с применением моющих и дезинфицирующих средств;
  • заправка держателей для бумажных полотенец;
  • протирка влажной салфеткой поручней, с применением моющих и дезинфицирующих средств;
  • очистка пылесосом и мытье полов вагонов с применением моющих и дезинфицирующих средств;
  • очистка переходных площадок;
  • уборка санитарного комплекса.

Технология уборки должна включать следующие этапы:

  • двукратную протирку унитазов, раковин и ручек дверей раствором моюще-дезинфицирующего средства с последующей промывкой чистой водой;
  • протирку стен туалета на высоту 1,5 м и пола ветошью, смоченной моюще-дезинфицирующим средством, с последующей промывкой чистой водой (на основании действующих «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.);
  • заправку емкостей санитарного комплекса водой (при необходимости).

Ежемесячная внутренняя уборка

Ежемесячная уборка должна производиться специализированными бригадами раз в месяц при плановых отстоях электропоезда, с применением моюще-дезинфицирующего средства с последующей промывкой чистой водой.

При ежемесячной внутренней уборке должны производиться работы:

  • уборка мусора во всем электропоезде, удаление неактуальных информационных проспектов и мешков с мусором;
  • промывка контейнеров для мусора снаружи и внутри с применением моющих и дезинфицирующих средств;
  • заправка держателей для бумажных полотенец;
  • протирка поверхностей стен, столов, спинок сидений, потолков, ручек, держателей, шкафов, багажных полок, перегородок и емкостей;
  • протирка всех стеклянных поверхностей (за исключением багажных полок) раствором чистящего средства с последующей очисткой насухо скребком для стекол. Стеклянные багажные полки необходимо протирать замшей для стекол, увлажненной чистящим средством для стекол;
  • удаление пыли из ткани обивки мебели пылесосом, удаление пятен с обивки пятновыводителем;
  • замена подушек кресел (при необходимости);
  • мойка пола без коврового покрытия полотером (труднодоступные места промыть шваброй);
  • уборка санитарного комплекса;
  • уборка кабины машиниста;
  • уборка служебного тамбура;
  • заправка емкостей санитарного комплекса водой;
  • удаление из шкафов расходного материала;
  • утилизация мешков с мусором, наполненных в процессе уборок;
  • протирка шкафов изнутри;
  • добавление расходных материалов (туалетная бумага, мыло и т. д.).

Специальная очистка в особых случаях

Специальная очистка в особых случаях должна производиться при необходимости и заключается в удалении специфических загрязнений.

К таким загрязнениям относится:

  • уничтожение вредных насекомых (дезинсекция);
  • дезинфекция при выполнении мероприятий по карантину, уничтожение источника распространения заболевания;
  • удаление остатков пищи и напитков;
  • удаление недопустимых наклеек;
  • удаление мочевого камня в унитазе;
  • удаление полос от чемоданов на багажных полках и т.д.

При необходимости произвести удаление граффити (надписи краской).

Оттаивание электропоездов в зимнее время года

Оттаивание представляет собой процесс, направленный на удаление снежных масс и льда с компонентов электропоезда, образовавшихся во время зимней эксплуатации.

Оттаивание электропоездов в зимнее время года необходимо осуществлять в закрытых и отапливаемых помещениях (цехах).

Периодическое оттаивание является наиболее безопасным и эффективным способом снижения случаев отказов и воздействия негативных факторов на электропоезд в зимнее время года.

Перед проведением планового технического обслуживания (ТО), в зимнее время года, необходимо производить оттаивание с полным удалением снега и льда со всех компонентов электропоезда, с целью обеспечения доступа обслуживающего персонала ко всем узлам электропоезда.

В зависимости от погодных условий, накопление снежных масс на компонентах электропоезда может происходить с разной скоростью. Наиболее интенсивное налипание снега на поверхность компонентов происходит при температурах близких к 0°C, поэтому необходимость выполнения оттаивания в различных условиях определяется визуально.

Время, необходимое для полного оттаивания, зависит от следующих факторов:

  • объем снежных масс и льда;
  • внутренняя температура помещения, в котором производится оттаивание;
  • проведение дополнительных мер для ускорения процесса оттаивания.

Выход электропоезда на линию должен обеспечиваться при полном удалении снега и льда со всех компонентов, что является важными критерием для нормальной работы оборудования и безопасной эксплуатации электропоезда после планового ТО.

Способы оттаивания

Оттаивание в теплом помещении в естественных условиях

Производится постановка электропоезда в теплое помещение на время, необходимое для полного удаления снежных масс и льда с компонентов электропоезда. Оттаивание происходит естественным образом, без применения дополнительных мер.

При этом не допускается перемещать электропоезд, который не полностью оттаял, из теплого помещения на открытый воздух при низкой температуре, так как это может привести к преобразованию мокрого (подтаявшего) снега в лед, что увеличивает повреждающее воздействие на компоненты электропоезда.

Оттаивание в теплом помещении с дополнительным поливом теплой водой

Допускается полив теплой воды на поверхность налипших снежных масс и льда. При этом давление струи не должно превышать 0,1 МПа (1,0 кгс/см2), а температура воды не должна превышать 60 °C.

ВНИМАНИЕ! УДАЛЕНИЕ СНЕГА И ЛЬДА С КОМПОНЕНТОВ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОЕЧНОЙ ТЕХНИКИ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ НЕ ДОПУСТИМО, ТАК КАК НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПОПАДАНИЕ СТРУЙ ВОДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ В ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ОТВЕРСТИЯ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ЛАБИРИНТНЫЕ КОЛЬЦА РЕДУКТОРОВ И БУКС, КОЖУХИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ДЕМПФЕРОВ, ПОДШИПНИКИ ТОРСИОННЫХ СТАБИЛИЗАТОРОВ, ТОРМОЗНЫЕ БЛОКИ, ЭЛЕМЕНТЫ ВЫДВИЖНЫХ ПОДНОЖЕК.

При оттаивании в теплом помещении с применением дополнительных направленных источников теплого воздуха температура воздуха, поступающего на компоненты электропоезда, не должна превышать 60°C. При использовании тепловых пушек обогрев компонентов должен осуществляться на расстоянии, исключающим термическое повреждение оборудования электропоезда от нагретого воздуха.

Оттаивание в теплом помещении с механической очисткой

Для ускорения процесса оттаивания электропоезда в теплом помещении, допускается производить механическую очистку подвагонного оборудования от снега и льда, с использованием инструмента без острых граней (резиновые или пластмассовые скребки, лопатки). При этом очистка должна производиться с особой осторожностью, исключая повреждение оборудования и его поверхности, а также кабельных элементов (кабелей, датчиков, разъемов) электропоезда. Механическую очистку компонентов от снега и льда необходимо производить также при постановке электропоезда на неплановое техническое обслуживание. В данном случае произвести очистку только тех узлов, которые связаны с проведением предстоящей операции на ТО.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.