В случае срабатывания пожарной сигнализации Rail 138 происходит, как уже было рассказано в п. 9.2, автоматическое отключение пораженного участка от напряжения с последующим выводом информации на интерфейс «человек—машина».

Рис. 10.9. Пульт управления пожарной сигнализацией

Рис. 10.9. Пульт управления пожарной сигнализацией

На пульт управления пожарной сигнализацией (рис. 10.9) также приходит диагностическое сообщение со звуковой и световой сигнализацией о возможном возгорании или неисправности в системе пожаротушения. Данный пульт находится под третичной панелью в кабине машиниста.

В случае ложного срабатывания для блокировки неисправности необходимо произвести определенные действия в следующем порядке:

  1. ) на пульте пожарной сигнализации на сенсорном экране в нижней панели начального меню нажать «Неиспр.»;
  2. ) на дисплее отобразится список всех сообщений о неисправностях на поезде;
  3. ) неквитируемые ранее сообщения отображаются на черном фоне;
  4. ) для блокировки неквитированного сообщения необходимо его выбрать и нажать «Блок.»;
  5. ) в появившемся сообщении необходимо ввести пароль и дважды нажать подтверждение (пароль в разных организациях будет своим);
  6. ) неисправность блокирована. Для возврата в главное меню необходимо нажать кнопку «Вызов начального меню».

В случае срабатывания датчиков дыма в салоне достаточно в данном вагоне перезагрузить пожарную сигнализацию, удостоверившись в отсутствии возгорания. Ложные срабатывания чаше всего происходят в туалете, когда пассажиры курят или пользуются лаками в непосредственной близости от датчика.

Выключатели пожарной сигнализации расположены в вагонах 01 и 02 в кабинах машиниста на третичной панели шунтирующих переключателей (обозначаются JS-S01). В вагонах 03, 04, 05 они находятся у пассажирского тамбура № 1 под панелью стоп-крана с переговорным устройством слева.

Выключатели имеют два режима работы:

  • шунтирование пожарной сигнализации в вагоне, активируется поворотом выключателя в правую сторону до фиксированного положения (щелчка). Применяется для отключения неисправной пожарной сигнализации вагона;
  • перезагрузка пожарной сигнализации в вагоне, активируемая поворотом выключателя в левую сторону (кратковременный контакт) с возвратом в положение «ВКЛ.».

Шунтирующие выключатели -JS-S02 ЦППС в кабинах управления в вагонах 01, 02 позволяют отключать систему обнаружения пожара по всему поезду сразу. Данное отключение необходимо в случае неисправности петли пожарной сигнализации (обрыв, короткое замыкание).

В качестве ручных способов тушения пожара на поезде применяются огнетушители и генератор огнетушащего аэрозоля переносной АГС-5 (рис. 10.10). АГС-5 предназначен для локализации и тушения при возгорании твердых горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроизоляционных материалов и электрооборудования, в том числе под напряжением, в различных помещениях на всех видах транспорта.

Рис. 10.10. Генератор огнетушащего аэрозоля АГС-5

Рис. 10.10. Генератор огнетушащего аэрозоля АГС-5

Принцип действия генератора основан на ингибировании окислительно-востановительных реакций высокодисперсными продуктами и окислов щелочных материалов.

АГС-5 состоит из корпуса, в котором размещены два аэрозолеобразующих заряда, отделенных от корпуса теплоизоляционным слоем. Друг от друга заряды отделены изолирующим элементом. На боковой поверхности имеется втулка с резьбой для крепления узла запуска. Для переноски и забрасывания на корпусе предусмотрена ручка. Выход аэрозоля осуществляется через щелевое сопло, расположенное по всей поверхности корпуса.

Узел запуска включает металлический корпус, инициирующее устройство терочного типа, замедляющий состав и основной состав. Инициирующее устройство снабжено веревочной петлей. Для предотвращения случайного запуска генератора верхняя часть узла запуска, в которой расположено инициирующее устройство с прикрепленной веревочной петлей, защищается съемным полиэтиленовым колпачком.

Замедляющий состав в узле запуска обеспечивает задержку срабатывания генератора на 7—10 с, необходимую для его безопасного забрасывания в горящее помещение. При срабатывании узла запуска раздается характерный звук и из дренажного отверстия на его корпусе появляется струйка дыма.

Следует учитывать, что один генератор рекомендуется применять в помещениях объемом до 40 м3 при условии отсутствия открытых проемов в потолочных и ограждающих конструкциях.

Для подготовки генератора к работе необходимо осторожно ввернуть узел запуска во втулку с резьбой, не снимая защитный колпачок и не нарушая фиксации веревочной петли на корпусе узла запуска.

Для приведения генератора в действие следует:

  • одной рукой взять генератор за рукоятку;
  • опустить его вертикально вниз, свободной рукой снять защитный колпачок с узла запуска;
  • освободить веревочную петлю и резко дернуть ее таким образом, чтобы она перемещалась вдоль оси узла запуска;
  • забросить генератор в горящее помещение.

При работе генератора в радиусе 0,75 м образуется температура более 150 °С. Наличие в воздухе огнетушащего аэрозоля снижает видимость в помещении до нуля.

После выдергивания веревочной петли обязательно должен быть произведен заброс генератора, даже если нет уверенности что узел запуска сработал. Забрасывать генератор разрешается только в помещение, где отсутствуют люди.

На электропоезде применяются порошковый и углекислотный огнетушители NEURUPPIN (рис. 10.11).

Рис. 10.11. Порошковый и углекислотный огнетушители

Рис. 10.11. Порошковый и углекислотный огнетушители

Углекислотный огнетушитель содержит 5 кг углекислотного газа. Для его использования следует выдернуть чеку, взять шланг в руки и направить на очаг возгорания, затем нажать на рычаг.

Порошковый огнетушитель приводится в действие следующим образом. Необходимо вытянуть предохранитель, с силой ударить по пусковой кнопке, направить сопло на очаг возгорания, нажать рычаг распылительного пистолета.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.