Вспомогательные сцепки позволяют выполнять транспортировку электропоезда или маневровые работы с отдельными вагонами при помощи локомотива, оборудованного автосцепками типа СА-3.

Комплект вспомогательных сцепок состоит:

  • из переходной сцепки (адаптера) автоматической сцепки типа «Scharfenberg»;
  • переходной сцепки (адаптера) автосцепки СА-3;
  • переходной соединительной муфты межвагонной сцепки.

Каждый из адаптеров имеет прочность на сжатие и растяжение до 300 кН. Вес одного адаптера составляет 25 кг.

Вспомогательные сцепки хранятся в подкузовном контейнере вагона электропоезда 03 (рис. 2.85).

Рис. 2.85. Место хранения вспомогательных сцепок

Рис. 2.85. Место хранения вспомогательных сцепок: 1 — контейнер; 2 — переходная сцепка автосцепки СА-3; 3 —гаечный ключ; 4 —соединительный рукав; 5 — соединительная муфта межвагонной сцепки; 6 — крепежный ремень; 7 — переходная сцепка автоматической сцепки типа «Scharfenberg»

Переходная сцепка (адаптер) автоматической сцепки типа «Scharfenberg»

Переходная сцепка (адаптер) автоматической сцепки типа «Scharfenberg» предназначена для подсоединения к головному вагону электропоезда вспомогательного либо другого локомотива, оборудованного автосцепкой СА-3.

Адаптер состоит из корпуса, который с одной стороны имеет сцепную головку, а с другой стороны — кронштейны тягово-сцепного устройства для монтажа переходной сцепки автосцепки СА-3.

Сцепная головка обладает конфигурацией профиля головки автоматической сцепки, образуемого торцевой поверхностью, конусом и воронкой, и снабжена запирающим механизмом. Профиль торцевой поверхности с помощью конуса и воронки обеспечивает центрирование сцепок.

В верхней части торцевой поверхности установлены два крюка, облегчающие монтаж переходной сцепки.

Поворотный запирающий механизм состоит из сцепной петли, поворотного затвора с осью вращения и торсионной пружины. Запирающий механизм переходной сцепки воспринимает тяговые усилия, а торцовая поверхность — усилия сжатия. Торсионная пружина удерживает запирающий механизм сцепки и обеспечивает положение готовности к сцеплению. Во время соединения с автоматической сцепкой типа «Scharfenberg» сцепные головки встречаются, центрируются и входят одна в другую. При этом сцепные петли входят в зацепление с поворотными затворами противоположной сцепной головки.

В комплекте с переходной сцепкой поставляются два соединительных рукава для подключения к тормозной и питательной магистралям. Зафиксированные в сцепной головке переходной сцепки рукава обеспечивают надежное соединение (рис. 2.86).

Перед установкой переходной сцепки на головку автоматической сцепки следует:

  • отключить устройство управления электрической сцепкой;
  • проверить на легкость хода запирающий механизм сцепки и при необходимости смазать пластичной смазкой «ISOFLEX TOPAS NCA 52»;
  • проверить запирающие механизмы обеих сцепок (находятся ли они в положении готовности к сцепке).
Рис. 2.86. Переходная сцепка (адаптер) автоматической сцепки типа «Scharfenberg»

Рис. 2.86. Переходная сцепка (адаптер) автоматической сцепки типа «Scharfenberg»: 1 — торцевая поверхность с конусом и воронкой; 2 — крюк; 3 — отверстие для установки соединительного рукава тормозной магистрали; 4 — кронштейны тягово-сцепного устройства; 5 — торсионная пружина; 6 — поворотный затвор; 7 — отверстие для установки соединительного рукава питательной магистрали; 8 — сцепная петля

Для установки переходной сцепки на головку автоматической сцепки необходимо:

  • подвесить переходную сцепку при помощи крюков на верхней поверхности торца автоматической сцепки;
  • отклонить (приподнять) переходную сцепку примерно на 30° от торцевой поверхности автоматической сцепки и резко захлопнуть ее на сцепной головке автоматической сцепки. Запирающие механизмы сцепок соединятся с отчетливым щелчком;
  • удостовериться, что запирающий механизм переходной и автоматической сцепок находится в сцепленном положении, что их торцовые поверхности; располагаются друг против друга, что петля автоматической сцепки находится в зеве поворотного затвора переходной сцепки. При необходимости отцентрировать сцепки;
  • установить в верхнее отверстие сцепной головки переходной сцепки рукав тормозной магистрали, в нижнее отверстие — рукав питательной магистрали. Застопорить рукава при помощи рукояток и зафиксировать рукоятки пружинными защелками-фиксаторами (рис. 2.87).

Для снятия переходной сцепки с головки автоматической сцепки следует разблокировать рукоятки соединительных рукавов, перекрыть рукоятки и снять рукава. Затем произвести расцепление автоматической сцепки при помощи рукоятки, приподнять переходную сцепку вверх и снять с крючков.

Переходная соединительная муфта межвагонной сцепки

Переходная соединительная муфта предназначена для присоединения локомотива, оборудованного автосцепками типа СА-3, к межвагонной сцепке отдельного вагона электропоезда (например, при маневровых передвижениях по путям депо).

Торцевая сторона переходной муфты представляет собой соединительную муфту. С другой стороны переходная муфта имеет кронштейны тягово-сцепного устройства для монтажа переходной сцепки (адаптера) автосцепки СА-3 (рис. 2.88).

Рис. 2.87. Соединительный рукав

Рис. 2.87. Соединительный рукав: 1 — штуцер; 2 — рукав; 3 — рукоятка; 4 — пружинная защелка-фиксатор

Рис. 2.88. Переходная соединительная муфта

Рис. 2.88. Переходная соединительная муфта: 1 — соединительная муфта; 2 — тягово-сцепное устройство

Для установки переходной соединительной муфты на межвагонную сцепку используется штатное муфтовое соединение, состоящее из двух полумуфт.

Перед установкой переходной соединительной муфты на тягу межвагонной сцепки необходимо:

  • снять соединительную муфту с буртика тяги межвагонной сцепки (если до этого она не была снята при расцепе вагонов);
  • проверить межвагонную сцепку на наличие видимых повреждений, очистить буртик тяги и половины соединительной муфты (полумуфты);
  • смазать пластичной смазкой «ISOFLEX TOPAS NCA 52» стыковочные поверхности межвагонной сцепки и половин соединительной муфты (полумуфты).

Последовательность установки переходной соединительной муфты следующая:

  • поместить переходную соединительную муфту на тягу межвагонной сцепки, совместить буртики и отцентровать их по отношению друг к другу;
  • установить стяжные болты с шестигранной головкой в сквозные отверстия верхней полумуфты соединительной муфты межвагонной сцепки;
  • обработать резьбовую поверхность болтов монтажной пастой;
  • поместить верхнюю полумуфту на буртики тяги межвагонной сцепки и переходной соединительной муфты, выровнять ее по горизонтали и легкими ударами молотка набить на буртики;
  • установить нижнюю полумуфту соединительной муфты межвагонной сцепки;
  • вручную навернуть на болты шестигранные гайки с предохранительными шайбами и выровнять нижнюю соединительную муфту параллельно верхней;
  • удерживая болты, затянуть гайки крест-накрест, при этом соблюдая параллельную центровку.

Демонтаж переходной соединительной муфты выполняется в обратной последовательности.

Переходная сцепка (адаптер) автосцепки СА-3

При помощи переходной сцепки осуществляется соединение локомотива, оборудованного автосцепкой типа СА-3, с установленными на электропоезде переходными устройствами (переходной сцепкой или соединительной муфтой).

Рис. 2.89. Переходная сцепка (адаптер) автосцепки СА-3

Рис. 2.89. Переходная сцепка (адаптер) автосцепки СА-3

Торцевая сторона переходной сцепки автосцепки СА-3 имеет специальный профиль, повторяющий профиль головки автосцепки СА-3 (головку типа SA3). С другой стороны переходная сцепка имеет кронштейны тягово-сцепного устройства для крепления к аналогичному тягово-сцепному устройству установленного на электропоезде переходного устройства — переходной сцепки автоматической сцепки «Scharfenberg» или переходной соединительной муфты (рис. 2.89). Кронштейны тягово-сцепного устройства снабжены специальными фиксирующими шарнирами.

Рис. 2.90. Установка переходной сцепки (адаптера) автосцепки СА-3

Рис. 2.90. Установка переходной сцепки (адаптера) автосцепки СА-3 (внешний вид фиксирующих пальцев может изменяться): 1 — переходная сцепка автосцепки СА-3; 2 — переходное устройство, установленное на электропоезде; 3 — фиксирующие пальцы; 4 - упругие фиксаторы

Перед установкой переходной сцепки автосцепки СА-3 на переходные устройства электропоезда необходимо смазать поверхности прилегания тягово-сцепных устройств всех участвующих в работе переходных устройств или соединительных муфт пластичной смазкой «ISOFLEX TOPAS NCA 52». Для осуществления установки следует:

  • поместить шарниры тягово-сцепного устройства переходной сцепки автосцепки СА-3 на кронштейны тягово-сцепного устройства размещенного на электропоезде переходного устройства, расположив шарниры по прямой линии;
  • вставить фиксирующие пальцы и закрепить их при помощи упругих фиксаторов;
  • убедиться в надежности соединения всех переходных элементов (рис. 2.90).

Для прицепки вспомогательного (маневрового) локомотива к переходной сцепке автосцепки СА-3 требуется;

  • отцентрировать сцепки вручную (при необходимости);
  • остановить локомотив на расстоянии 1 м до сцепа;
  • со скоростью не более 0,6 км/ч произвести сцепку локомотива с переходными устройствами электропоезда;
  • установить соединительные рукава тормозной и питательной магистралей, соединить их с соответствующими рукавами локомотива и открыть разобщительные краны (при необходимости);
  • установить дистанционную штангу с шайбами (для ограничения вертикальных перемещений автосцепок) и зафиксировать их шплинтами (рис. 2.91).
Рис. 2.91. Переходные устройства в сборе

Рис. 2.91. Переходные устройства в сборе: 1 — переходная сцепка (адаптер) автоматической сцепки типа «Scharfenberg»; 2 — соединительный рукав тормозной магистрали; 3 — соединительный рукав питательной магистрали; 4 — переходная сцепка (адаптер) автосцепки СА-3; 5 — дистанционная тяга с шайбами; 6 — соединительная муфта межвагонной сцепки; 7 — автосцепка СА-3

Для демонтажа переходной сцепки автосцепки СА-3 необходимо остановить поезд и затормозить его, перекрыть разобщительные краны на тормозной и питательной магистралях и расцепить соединительные рукава (если до этого они были соединены и открыты). Затем следует расцепить автосцепки локомотива штатным порядком при помощи рычага расцепного привода и осадить локомотив на безопасное расстояние. После этого нужно освободить фиксирующие пальцы переходной сцепки от упругих фиксаторов и вынуть их из кронштейнов тягово-сцепных устройств, приподняв, вывести шарниры тягово-сцепного устройства из зацепления и снять переходную сцепку.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.