Задача блока управления тормозами — оптимальное преобразование тормозных функций. Например, при служебном торможении реализуется требуемое машинистом тормозное усилие, оно распределяется по имеющимся тормозам в соответствии со стратегией торможения.

Электропоезд является наименьшей единицей, т.е. один движущийся вагон не рассматривается.

ЦБУ, осуществляющий общие задачи управления, выполнен избыточным. Функции управления приводом принимает на себя блок управления приводом (БУП) соответствующего головного вагона.

Каждый вагон имеет один блок управления тормозной системой (БУТС), в котором интегрированы три функции:

  • центрального блока управления тормозами (головной вагон);
  • сегментного блока управления тормозами (головной вагон);
  • локального блока управления тормозами.

Физически данные функции не существуют как самостоятельные приборы и обозначаются как логические приборы.

Эти тормозные функции управляют отдельными вагонами состава. Состав включает отдельные сегменты, один сегмент управляет электропоездом. При обычной тяге по техническим причинам работает только один сегмент, при двойной тяге — два и т.д.

Тормозные сигналы внутри одного сегмента передаются посредством системы поездных шин — многофункциональной поездной шины. При тяге по принципу нескольких единиц сегменты и существующие в них многофункциональные поездные шины связаны с проводной поездной шиной посредством межсетевого шлюза. Все БУТС связаны друг с другом и обмениваются данными посредством поездных шин.

Центральный блок управления тормозами

Для оптимального распределения тормозного усилия функции блока управления тормозной системой поделены на иерархические уровни. На высшем уровне находится центральный блок управления тормозами, который отвечает за весь поезд. Он используется в основном при тяге посредством нескольких единиц, т.е. при сцепленных электропоездах. Он реализуется в БУТС ведущего электропоезда с активной кабиной машиниста. При выходе из строя этого БУТС роль центрального блока управления тормозами принимает на себя другой БУТС ведущего электропоезда.

Сегментный блок управления тормозами

В каждом электропоезде находится один сегментный блок управления тормозами. Он реализуется в БУТС первого по ходу движения головного вагона. При выходе из строя этого БУТС, функции сегментного блока управления тормозами принимает на себя другой БУТС.

Локальный блок управления тормозами

Все БУТС независимо от их возможных функций управляют тормозами соответствующего вагона. Эта функция далее будет обозначаться как функция локального блока управления тормозами. БУТС обладает одним интерфейсом технического обслуживания и диагностики.

Управление тормозами электропоезда состоит в том, что каждый локальный блок управления тормозами используется и контролирует подчиненную ему тормозную систему в зависимости от обстоятельств (например, доступность тормозной системы, состояние загрузки и прочее).

Требуемые заданные значение торможения, как уже было сказано, поступают от контроллера движения/торможения к центральному блоку управления тормозами посредством ЦБУ. Он через межсетевой шлюз передает заданные значение торможения всем сегментным блокам управления тормозами в составе, которые в свою очередь передают заданные значение торможения через многофункциональную поездную шину всем локальным блокам управления тормозами. При выходе из строя тормоза электропоезда его тормозное усилие не передается на другой электропоезд, т.е. распределение тормозного усилия всегда происходит внутри одного электропоезда.

Локальные блоки управления тормозами во время управления тормозной системой выполняют команды сегментных блоков управления. Они обеспечивают создание С-дав-ления в зависимости от загрузки и управление пружинным стояночным тормозом. При служебном торможении заданные значения передаются также и на электродинамический тормоз, но собственно управление им и контроль все же осуществляют ЦБУ/БУП. Локальные блоки управления тормозами контролируют актуальное состояние и компоненты тормозной системы, например давление тормозной системы и положение кранов и запорных кранов, и сообщают их на сегментный блок управление тормозами вместе с реализованными тормозными усилиями и информацией о статусе.

Сегментные блоки управления тормозами передают все фактические значения и статусные сообщения далее на центральный блок управления тормозной системой. Таким образом, он обладает информацией о тормозной системе целого поезда и обеспечивает обработку получаемой от сегментного блока управления тормозами информации о служебных состояниях и создает посредством ЦБУ сообщения управления и диагностики на дисплее.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.