Санитарное оборудование предназначено для соблюдения санитарно-гигиенических условий перевозки пассажиров и работы обслуживающего персонала высокоскоростного электропоезда «Сапсан», а также для создания комфорта в течение поездки. Современные системы экологически чистых туалетов позволяют обеспечить непрерывную эксплуатацию, в том числе и в санитарных зонах. Сдвоенное расположение стандартных туалетных кабин, резервуаров сточной и свежей воды представлено на схеме поезда (10-вагонного) на рис. 9.25 соответственно в конце вагонов типа DR T, TR T, SR T, SRT T, TRT T, DRT T.

Рис. 9.25. Схема расположения санитарного оборудования

Рис. 9.25. Схема расположения санитарного оборудования

Туалетные кабины представляют собой самонесущие облегченные конструкции и состоят из нескольких элементов: пола, стенок, двери и потолочной конструкции. В электропоезде предусмотрены следующие санитарные кабины:

  • по конструкции: стандартная (рис. 9.26) и универсальная (рис. 9.27) туалетные кабины;
    Рис. 9.26. Стандартная кабина

    Рис. 9.26. Стандартная кабина: 1 — центральный элемент; 2 — наружная стенка; 3 — потолок

    Рис. 9.27. Универсальная кабина

    Рис. 9.27. Универсальная кабина: 1 — пол-основание; 2 — стена; 3 — потолок

  • по компоновке: сдвоенные, состоящие из двух стандартных туалетных кабин, состоящие из стандартной кабины и универсальной кабины.

Туалетные кабины устанавливаются парами: стандартная основная 1 — стандартная подчиненная 2 (рис. 9.28); стандартная основная 1 — универсальная подчиненная 2. (рис. 9.29).

Органы управления находятся в основной кабине, и подчиненная кабина получает сигналы от нее. Перед размещением в вагоне туалетные кабины предварительно монтируются. Для каждой пары кабин предусмотрены резервуары свежей и сточной воды.

Рис. 9.28. Сдвоенные стандартные кабины

Рис. 9.28. Сдвоенные стандартные кабины: 1 — основная кабина; 2 — подчиненная кабина

Рис. 9.29. Сдвоенные стандартная и универсальная кабины

Рис. 9.29. Сдвоенные стандартная и универсальная кабины: 1 — основная кабина; 2 — подчиненная кабина

Стандартная туалетная кабина имеет размеры 1340x1250x2115 мм и вес около 290 кг. Ширина дверного проема составляет 500 мм, высота — 1950 мм. В туалетной кабине имеется кнопка экстренного вызова обслуживающего персонала, при нажатии которой снаружи кабины загорается сигнальная лампа. Дверь открывается внутрь. Для предотвращения удара при максимальном угле раскрытия на двери установлен буфер. Дверной замок снабжен механическим индикатором «Свободно/занято», также в него вмонтирован электрический рабочий контакт сигнализатора «Туалет занят». При срабатывании контакта на табло соседних пассажирских салонов загорается соответствующая надпись. Дверной замок в случае необходимости может механически запираться и отпираться проводником снаружи с помощью четырехгранного ключа (рис. 9.30).

Если дверь по какой-то причине блокирована изнутри, то обслуживающий персонал может легко снять ее с петель. Для этого требуется сдвинуть болты петли при помощи острого предмета, например спицы или шариковой ручки (рис. 9.31, а). После того как верхняя шпилька петли будет сдвинута вниз (рис. 9.31, б), можно будет снять дверь (рис. 9.31, в).

Рис. 9.30. Двери

Рис. 9.30. Двери: 1 — четырехгранник на блокираторе двери; 2 — гнездо на шлицевом отверстии; 3 — рессора

Рис. 9.31. Снятие двери с петель

Рис. 9.31. Снятие двери с петель

Универсальная кабина оборудована приспособлениями для людей с ограниченными возможностями, в том числе специальными поручнями и устройством экстренного вызова. Плавное управление сдвижной двери обеспечивает легкий доступ в кабину инвалидной коляски. Размеры универсальной кабины — 2460x1830x2145 мм, вес — около 520 кг. Ширина дверного проема составляет 900 мм. Как и в стандартной туалетной кабине, дверной замок снабжен механическим индикатором «Свободно/занято» и электрическим рабочим контактом сигнализатора «Туалет занят», при срабатывании которого на табло соседних пассажирских салонов загорается соответствующая надпись. Для защиты пальцев рук на дверном полотне имеется предохранительный профиль.

В состав каждой туалетной кабины входят следующие компоненты:

  • внутреннее и наружное вращающееся основаниее из нержавеющей стали;
  • водостойкое основание раковины из армированного стекловолокном пластика с резиновым слоем;
  • пластина умывальника из минерального материала;
  • патрубок для слива воды из раковины, выполненный из нержавеющей стали;
  • сливная труба раковины, снабженная сетчатым фильтром и дренажным коленом;
  • дверца шкафа с выполненным из небьющегося стекла зеркалом над умывальником (только в стандартной туалетной кабине);
  • электрический подогреватель воздуха;
  • устройство подачи бумажных полотенец (за зеркальной дверцей);
  • устройство подачи жидкого мыла (за зеркальной дверцей);
  • запасные пакеты «EnviroClean» (за зеркальной дверцей);
  • алюминиевый мусорный бак (объемом приблизительно 12 л);
  • унитаз с откидной крышкой из нержавеющей стали;
  • стопор для крышки унитаза;
  • держатель рулона туалетной бумаги и запас туалетной бумаги в алюминиевом кожухе;
  • отверстие с откидной крышкой для подачи туалетной бумаги, выполненное из нержавеющей стали;
  • смотровой элемент над туалетом;
  • поручень из нержавеющей стали;
  • откидной поручень с доской противодавления и зажимным держателем (только в универсальных туалетных кабинах);
  • крючок для одежды;
  • индикатор состояния туалета («Свободно/занято»);
  • болт контакта переключения;
  • крышка потолочного люка с запором и крючком;
  • вакуумная система туалета VT-H-611-SI с сиденьем и крышкой унитаза;
  • съемный кожух туалета (можно извлечь вакуумную систему туалета без кожуха);
  • электрическая панель управления;
  • кнопка смыва унитаза;
  • датчик подачи воды в умывальник;
  • кнопка «Обслуживание»;
  • пеленальный стол (только в универсальных кабинах).

Вакуумный туалет VT-H-611-SI

Система вакуумного туалета VT-H-611-SI предназначена для промывки и опустошения унитаза, а также для транспортировки продуктов жизнедеятельности человека в специальный резервуар или канализационную линию.

Вакуумный туалет VT-H-611-SI (рис. 9.32) представляет собой компактную конструкцию и оснащен микропроцессорной системой управления со встроенной функцией выявления и устранения ошибок. Все компоненты вакуумного туалета размещаются внутри кожуха туалета. Он имеет антивандальную защиту: система не будет повреждена посторонними объектами, такими как стекло или металл, резиновые мембраны, которые могут быть повреждены, отсутствуют. Вакуумный туалет за один цикл смыва использует всего лишь 0,5 литра воды.

Рис. 9.32. Основные компоненты туалета

Рис. 9.32. Основные компоненты туалета: 1 — смывная форсунка; 2 — шланг воды высокого давления; 3 — система «EnviroClean»; 4 — входная задвижка; 5 — выходная задвижка; 6 — разъемы для подключения воды, сжатого воздуха и электропитания; 7 — датчик давления; 8 — резервуар для воды со встроенным датчиком ее уровня; 9 — промежуточный резервуар; 10 — вакуумный блок; 11 — блок управления

Для управления циклами смыва и отслеживания работы всех необходимых функций служит блок управления, который снабжен микропроцессором (рис. 9.33). Он производит переключение восьми свободно программируемых коллекторов. Заводом-изготовителем в программируемое постоянное запоминающее устройство задаются оптимальные временные параметры (рис. 9.34):

  • вакуум в промежуточном резервуаре создается 3/2-ходовыми электромагнитными клапанами Y3 и Y2;
  • смыв унитаза обеспечивает 3/2-ходовой электромагнитный клапан Y1, который управляет нагнетанием давления в резервуаре с водой. Вода для смыва подается через смывные форсунки при помощи сжатого воздуха;
  • подача воды в резервуар происходит через 2/2-хо-довой электромагнитный клапан Y6;
  • открывание и закрывание впускного клапана обеспечивает 5/2-ходовой электромагнитный клапан Y5, который открывает и закрывает трубопровод между унитазом и промежуточным резервуаром;
  • нагнетание давления в промежуточном резервуаре происходит через 3/2-ходовой электромагнитный клапан Y2;
  • открывание и закрывание выпускного клапана обеспечивает 5/2-ходовой электромагнитный клапан Y4, который открывает и закрывает трубопровод между промежуточным резервуаром и канализационным коллектором;
  • выход А7 не используется;
  • выход А8 — датчик давления B4.
Рис. 9.33. Блок управления

Рис. 9.33. Блок управления

Рис. 9.34. Временная диаграмма

Рис. 9.34. Временная диаграмма

Встроенная система обнаружения отказов выявляет неисправности, например низкий напор воды при сливе, засорение, низкое давление воздуха и т.п. Микропроцессор подает необходимые команды для устранения проблемы. При невозможности устранить неисправность туалет отключается. Наличие ошибки и ее тип могут отображаться на внешнем сервисном терминале.

Внутренний счетчик регистрирует количество циклов смыва и возникающие неисправности. Это позволяет своевременно принимать соответствующие меры по ремонту или обслуживанию.

Вакуумный блок

Вакуумный блок (рис. 9.35) предназначен для откачки и нагнетания давления в промежуточный резервуар.

Основными элементами являются вакуумный насос (эжекторный), 3/2-ходовые электромагнитные клапаны Y1 для слива, Y2 для нагнетания и Y3 для откачки давления, предохранительный клапан, который защищает промежуточный резервуар от избыточного давления и срабатывает при давлении 1,4 бар.

Рис. 9.35. Вакуумный блок

Рис. 9.35. Вакуумный блок: 1 — 3/2-ходовой электромагнитный клапан; 2 — предохранительный клапан; 3 — тестовый трубопровод

Датчики

Датчики (рис. 9.36) контролируют работу системы. Датчик давления В4 не позволяет входному клапану открываться при наличии давления в промежуточном резервуаре, датчик уровня воды в баке В3 реагирует на понижение уровня смывной воды, датчик уровня в унитазе В2 предотвращает переполнение унитаза в случае засорения.

Рис. 9.36 (начало). Датчики

Рис. 9.36 (начало). Датчики: 1 — датчик давления В4; 2 — датчик уровня бака воды

Рис. 9.36 (окончание)

Рис. 9.36 (окончание): 3 — датчик уровня в унитазе В3

Выходная задвижка

Выходная задвижка (рис. 9.37) состоит из пневматического цилиндра с коротким ходом 1, узла клапана с полированной металлической пластиной и уплотнением 2, электромагнитного клапана 3 и устройства самоочистки 4. Входной клапан открывает и закрывает магистраль между унитазом и промежуточным резервуаром, а выходной — магистраль между промежуточным резервуаром и трубопроводом, идущим в бак для отходов либо в канализационную линию.

Рис. 9.37. Задвижка

Рис. 9.37. Задвижка: 1 — пневматический цилиндр с коротким ходом; 2 — клапан с полированной металлической пластиной и уплотнением; 3 — электромагнитный клапан; 4 — устройство самоочистки

Система «EnviroClean»

Система «EnviroClean» (рис. 9.38) состоит из шланга подачи раствора «EnviroClean» 1, насоса для дозирования раствора «EnviroClean» 2, патрубка воды для смыва 3, бака воды для смыва 4. Раствор «EnviroClean» (рис. 9.39) поставляется в пакетах емкостью 1,5 л. На год необходимо приблизительно четыре пакета из расчета на 30 000 циклов смыва.

Рис. 9.38. Система «EnviroClean»

Рис. 9.38. Система «EnviroClean»; 1 — шланг для подачи раствора «EnviroClean»; 2 — насос для дозирования раствора; 3 — патрубок для смыва воды; 4 — бак воды

Рис. 9.39. Пакет с раствором «EnviroClean»

Рис. 9.39. Пакет с раствором «EnviroClean»

Последовательность смыва

Процесс слива делится на шесть этапов и контролируется блоком управления.

Рис. 9.40. Работа в режиме ожидания

Рис. 9.40. Работа в режиме ожидания

 

 

Рис. 9.41. Смыв унитаза

Рис. 9.41. Смыв унитаза

1 этап. Данный этап представляет собой работу в режиме ожидания (рис. 9.40): в унитазе содержится небольшое количество воды, бак с водой целиком заполнен, а входной и выходной клапаны находятся в закрытом положении.

 

2 этап. Цикл смыва унитаза (рис. 9.41) включается нажатием кнопки «Смыв унитаза». Полный цикл длится 25 с. При его выполнении нельзя произвести дополнительный пуск. Электромагнитный клапан Y1 открывается, и происходит нагнетание сжатого воздуха в бак с водой. Давлением сжатого воздуха вода для смыва подается через смывные форсунки, осуществляется эффективный смыв унитаза.

3 этап. Откачка промежуточного резервуара (рис. 9.42) до давления 0,4 бар производится одновре
менно с выполнением цикла смыва вакуумным насосом (электромагнитный клапан Y3).

4 этап. Опустошение унитаза (рис. 9.43) происходит следующим образом: электромагнитный клапан Y5 активируется и производит кратковременное открывание выпускного клапана и коллектора между унитазом и промежуточным резервуаром. За счет снижения давления внутри промежуточного резервуара содержимое унитаза всасывается в данный резервуар.

Рис. 9.42. Откачка промежуточного резервуара

Рис. 9.42. Откачка промежуточного резервуара

Рис. 9.43. Опустошение унитаза

Рис. 9.43. Опустошение унитаза

5 этап. Осуществляется подача начального количества воды в унитаз (рис. 9.44). Электромагнитный клапан Y1 открывается и производит нагнетание сжатого воздуха в бак с водой. Вода для смыва подается через смывные форсунки под давлением 6,2 бар. Происходит эффективный смыв унитаза, после чего восстанавливается начальный уровень воды.

6 этап. Данный этап представляет собой опустошение промежуточного резервуара (рис. 9.45). Включается электромагнитный клапан Y2, и сжатый воздух начинает подаваться в промежуточный резервуар до тех пор, пока давление в нем не достигнет уровня 0,6 бар. После этого электромагнит Y4 откроет на короткое время выходной клапан в канализационную трубу. Благодаря внутреннему давлению содержимое промежуточного резервуара будет направлено в бак для отходов либо в канализационный коллектор.

Рис. 9.44. Подача начального количества воды в унитаз

Рис. 9.44. Подача начального количества воды в унитаз

Рис. 9.45. Опустошение промежуточного резервуара

Рис. 9.45. Опустошение промежуточного резервуара

 

Интелектуальная сеть «Smart Cabin Network» (SCN)

Сеть «Smart Cabin Network» (SCN) состоит из стандартных модулей с универсальным интерфейсом и стандартными кабелями для использования в оборудовании подвижного состава и создана на основе выносных шин стандарта CAN (Controller Area Network — сеть зоны диспетчерского контроля), при помощи которых выполнены перекрестные соединения всех устройств, используемых в окружающих системах, например вакуумные туалеты, кнопки, система сточной воды, датчики уровня, блоки дисплеев.

Устройство ввода/вывода (рис. 9.46) представляет собой узел стандарта CAN с двумя входами и двумя выходами для цифровых сигналов и является частью сети SCN. Основное его назначение — выявление и задание параметров состояния на четырех портах, а также пересылка этих параметров через шину стандарта CAN на другие устройства. Используемые уровни логических сигналов соответствуют напряжениям 0 В и 24 В для обеспечения работы различных переключателей и кнопок.

Рис. 9.46. Устройство ввода/вывода цифровых сигналов

Рис. 9.46. Устройство ввода/вывода цифровых сигналов

Рис. 9.47. Коммутационная панель

Рис. 9.47. Коммутационная панель

Коммутационная панель (рис. 9.47) представляет собой блок распределения питания для сети SCN. Она распределяет выходной сигнал от внешнего источника питания между двумя контурами сети SCN. В устройстве предусмотрены два выхода с защитой от короткого замыкания, рассчитанные на номинальный ток, равный приблизительно 2 А для каждого контура сети. Данное устройство определяет, находится ли входное и выходное напряжение каждого контура в заданном диапазоне 24 В постоянного тока ±30 % и отображает уровень этих напряжений при помощи трех светодиодов.

Плата управления

В каждом туалетном модуле устанавливается одна плата управления (т.е. две платы на один сдвоенный модуль). Одна из плат управления работает в качестве основной и обменивается сигналами с системой управления поездом TMS (Train Management System). Подчиненная плата будет использоваться только для перераспределения сигналов внутри подчиненного туалетного модуля. На практике это означает, что только основная плата управления будет подсоединена к системе управления поездом, все функции диагностики и управления будут выполняться посредством основного контроллера, а подчиненная плата подключается к системам электропитания и передачи сигналов через основную панель при помощи соединительных кабелей.

Имеются платы управления трех типов:

  • стандартная основная плата (рис. 9.48);
  • плата стандартной подчиненной системы (рис. 9.49);
  • плата универсальной подчиненной системы (рис. 9.50).

Платы управления располагаются позади зеркала (правый шкаф с зеркальной дверцей).

Рис. 9.48. Стандартная основная плата управления

Рис. 9.48. Стандартная основная плата управления: 1 — устройство обратной продувки; 2 — переключатель «Слив при угрозе замерзания»; 3 — клапан сброса давления; 4 — преобразователь постоянного тока; 5 — панель интерфейсных соединений; 6 — заземление; 7 — реле для сигналов системы управления электропоездом; 8 — модуль ввода/вывода цифровых сигналов

Стандартная основная плата выполняет функции интерфейса между системами электропоезда и туалета, осуществляет сбор и распределение питания между всеми электрическими компонентами системы туалета, управление работой различных электрических подсистем в модулях (например, системы туалета, двери, резервуаров, водопровода, и т.д.), а также передачу команд в системы управления поездом посредством определенных сигналов ввода/вывода и обеспечение работы интерфейсных устройств для персонала электропоезда и лиц, выполняющих работы по техническому обслуживанию, поиску и устранению неисправностей, диагностике и ремонту.

Рис. 9.49. Плата стандартной подчиненной системы

Рис. 9.49. Плата стандартной подчиненной системы: 1 — устройство обратной продувки; 2 — тестовый канал; 3 — электрические соединения; 4 — клапан сброса давления

Рис. 9.50. Плата универсальной подчиненной системы

Рис. 9.50. Плата универсальной подчиненной системы: 1 — устройство обратной продувки; 2 — тестовый канал; 3 — электрические соединения

Устройство обратной продувки

Блок обратной продувки (рис. 9.51) осуществляет непрерывный контроль всех параметров работы системы. Он отображает состояние системы и с помощью расположенных на нем органов управления производит обратную продувку с водой (кнопка «R»), служебную продувку без воды (кнопка «S»), а также перезапуск системы (кнопка «#»).

На блоке RS располагаются два семисегментных светодиода для отображения информации о техническом состоянии туалетной кабины. После обнаружения ошибки (за исключением сообщения «Бак для сточных вод полон») блок управления активирует соответствующую программу для ее исправления. При выполнении данной программы светодиод будет гореть непрерывно. В это время индикатор «Туалет неисправен» в кабине гореть не будет. Если ошибку не удастся устранить автоматически, то туалетная система выключится и светодиодный индикатор начнет мигать. В табл. 9.8 представлены коды для индикации статуса работы системы.

Рис. 9.51. Блок обратной продувки (блок RS)

Рис. 9.51. Блок обратной продувки (блок RS): 1 — индикация состояния; 2 — кнопка обратной продувки; 3 — кнопка служебной продувки; 4 — девятиполюсный разъем типа D для подключения сервисного терминала EVAC или сервисного терминала, связанного с персональным компьютером; 5 — перезапуск системы

Коды индикации технического состояния системы туалетной кабины

Код Состояние Режим индикации светодиодов
Рабочее состояние
88 Начальный запуск/перезагрузка Сигнал проверки светодиода в течение 5 с. Все элементы активируются
00 Система работает нормально Непрерывное свечение
F1 Дренаж против замерзания активирован
90 Подключено обслуживание
Индикация ошибок
01 Бак сточных вод полон Мигающее свечение
02 Отсутствует сжатый воздух При выполнении программы исправления ошибки — непрерывное свечение.Ошибка не может быть устранена — мигающее свечение
03 Давление вместо вакуума
04 Давление при запуске
05 Унитаз полон
06 Отсутствие воды
33 Ошибка в управлении Мигающее свечение
34
Е1 Ошибка связи
Рис. 9.52. Функция обратной продувки

Рис. 9.52. Функция обратной продувки

При обратной продувке (рис. 9.52) засоры унитаза выталкиваются сжатым воздухом.

Также можно выполнить умеренную обратную продувку и жесткую обратную продувку.

Умеренную обратную продувку следует выполнить следующим образом:

  • Нажать кнопку «R» и удерживать в течение 0,5 с, при этом выполнится следующая программа:
    1. ) автоматическое срабатывание клапана;
    2. ) определение давления в промежуточном резервуаре. При выявлении избыточного давления выполнение программы будет прервано. Если кнопка обратной продувки нажата при индикации посредством красного светодиода какой-либо ошибки, то программа вернется к данной ошибке;
    3. ) умеренная обратная продувка (очень низкое давление).
  • После освобождения засора необходимо удалить вызвавший его материал. Теперь туалет вновь работоспособен. Следует нажать кнопку смыва, либо повторно нажать кнопку «R» в течение 2 мин. Начнет выполняться следующая программа:
    • 1) автоматическое срабатывание клапана. Будет произведен сброс давления, как было описано выше;
    • 2) умеренная обратная продувка (низкое давление).
  • Если туалет все еще засорен, следует в третий раз нажать кнопку «R» в течение 2 мин. Начнет выполняться следующая программа:
    1. ) автоматическое срабатывание клапана. Будет произведен сброс давления, как было описано выше;
    2. ) умеренная обратная продувка (умеренное давление).
  • Если туалет все еще засорен, то следует в четвертый раз нажать кнопку «R» в течение 2 мин. Начнет выполняться следующая программа:
    1. ) автоматическое срабатывание клапана. Будет произведен сброс давления, как было описано выше;
    2. ) умеренная обратная продувка (высокое давление).
  • После освобождения засора необходимо удалить вызвавший его материал. Теперь туалет вновь работоспособен. Следует нажать кнопку смыва.
  • Жесткая обратная продувка выполняется следующим образом:
  • Нажать одновременно кнопки «R» и «S» и удерживать в течение 0,5 с, при этом выполнится следующая программа:
    1. ) автоматическое срабатывание клапана. Будет произведен сброс давления, как было описано выше;
    2. ) жесткая обратная продувка (высокое давление).
  • После освобождения засора вызвавший его материал необходимо извлечь при помощи специального черпака. Теперь туалет вновь работоспособен. Следует нажать кнопку смыва.

Сервисный терминал

Портативный сервисный терминал (рис. 9.53) используется только для ручного управления при выполнении служебных функций. Он подключается при помощи кабеля к гнездовому девятиполюсному разъему типа D, расположенному на блоке RS.

Рис. 9.53. Сервисный терминал

Рис. 9.53. Сервисный терминал

Сервисный терминал выполняет следующие функции: подробное протоколирование ошибок, осуществление взаимодействия с центральным процессором, ручное управление выполнением всех функций, отображение статистики внутренних отказов, подсчет циклов смыва, управление параметрами и временем срабатывания клапанов, выбор языка. Управление осуществляется с клавиатуры.

Система сбора сточных вод

Система сбора сточных вод осуществляет сбор воды из раковины умывальника (рис. 9.54) и включает вентилятор 1 и контрольный клапан 2. Система защищает кабину в случае повышения или понижения давления при движении поезда (например, при встрече двух поездов в тоннеле). Контрольный клапан сделан из резины. Вентилятор играет роль разгрузочного клапана мембранного типа: он находится в пластмассовом корпусе и имеет резиновую мембрану. Вентилятор обеспечивает защиту при пониженном давлении, а разгрузочный клапан — при повышенном.

Рис. 9.54. Система сточных вод

Рис. 9.54. Система сточных вод: 1 — вентилятор; 2 — контрольный клапан

Рис. 9.55. Фотоэлемент

Рис. 9.55. Фотоэлемент

Фотоэлемент LBHP4

Фотоэлемент LBHP4 (рис. 9.55) производит обнаружение объектов (например, руки) в зоне своего действия. Он состоит из инфракрасного излучателя и фотоприемника, расположенного перед кожухом.

Фотоэлемент спроектирован как стационарное оборудование, предназначенное для установки в системах санитарно-гигиенического назначения подвижного состава, и используется для включения потока воды для мытья рук.

Дренаж воды

Для обеспечения слива воды при наличии угрозы замерзания предусмотрена активируемая вручную процедура, которая выполняется только в системе подачи свежей воды. Слив бака для сточных вод должен производиться отдельно.

Если температура в самой холодной точке трубопровода падает ниже 4 °C, то необходимо произвести слив воды из водопроводной системы, иначе в системе, когда температура в поезде понизится ниже 0 °C в самой холодной части трубопровода, могут возникнуть повреждения. Для осуществления слива необходимо нажать вспомогательную кнопку «Слив при угрозе замерзания» (см. позицию 2 на рис. 9.48). При выполнении данной процедуры вся вода будет выведена из систем туалета.

При нажатии кнопки «Слив при угрозе замерзания» на дисплее отобразится сообщение

и будет непрерывно гореть светодиодная индикация F1 «Активирован слив при угрозе замерзания» на блоке RS (см. табл. 9.8) Откроется клапан подачи воды (Y6). Когда истечет заранее заданное время слива (25 мин), на дисплее появится сообщение

Система продолжит выполнение модифицированных циклов продувки до тех пор, пока датчик уровня воды не перестанет распознавать воду внутри резервуара. В ходе выполнения данной процедуры на дисплее будет отображаться сообщение

После того как датчик уровня воды перестанет регистрировать наличие воды в системе, осуществятся еще пять модифицированных циклов продувки. Будет производиться подсчет этих циклов, и на дисплее появится сообщение

После завершения процедуры слива воды на дисплей будет выведено сообщение

и светодиодная индикация F1 «Активирован слив при угрозе замерзания» на блоке RS начнет мигать (при подключении сервисного терминала блок RS со светодиодными индикаторами будет неработоспособен). После выключения переключателя «Слив при угрозе замерзания» будет произведен повторный запуск системы.

Бак воды

Бак используется в качестве емкости для хранения воды в туалетном отсеке (по терминологии «Siemens» вода в этом баке называется «серой водой», так как ее нельзя пить, содержимое эвакобака — «черной водой», содержимое воды в баке на кухне — «чистой водой»). Бак изготовлен из нержавеющей стали и имеет полезный объем 300 л. Для защиты от промерзания бак оснащен обогревательным матом, который состоит из двух отдельных нагревательных контуров. Оба контура подключены. При повреждении одного из них срабатывает индикация в распределительной коробке. Бак может работать с одним контуром, однако неисправный обогревательный мат должен быть заменен в максимально короткий срок. Контроль температуры осуществляется с помощью двух датчиков. При повреждении одного из датчиков второй берет на себя функцию контроля температуры бака. Неисправный датчик следует заменить как можно скорее.

Управление баком осуществляется из туалетного отсека. Уровнемер определяет уровень воды. Если бак заполнен, соответствующий сигнал поступает на наполнительный штуцер и происходит автоматическая остановка наполнения. Реле на главном пульте управления (рис. 9.56) в туалетном отсеке предназначены для контроля состояния бака (табл. 9.9).

Рис. 9.56. Главный пульт управления

Рис. 9.56. Главный пульт управления

Бак оснащен двумя патрубками для наполнения. Категорически запрещается наполнять бак с двух сторон одновременно: патрубок с другой стороны должен выполнять функцию дыхательного клапана. В процессе эксплуатации оба патрубка должны быть открыты, чтобы бак «дышал». Для обеспечения контроля уровня и температуры воды бак соединен с пультом управления в туалетном отсеке, на который поступает сигнал «Полный бак» («Eank full»). При заполнении бака происходит опустошение промежуточной емкости в туалете.

Световая индикация реле главного пульта управления

Номер реле Назначение Состояние светодиода
К 05 Сообщение о неисправности VT1. Главное устройство Светодиод отключается
К 06 Сообщение о неисправности VT2. Вторичное устройство
К 07 Резервуар для чистой воды (FWT) пуст (0 %)
К 08 Резервуар для сточных вод (WWT) заполнен на 95 %
К 09 Обогреватель кабины
К 10 Обогреватель резервуара для чистой воды (FWT)
К 11 Обогреватель резервуара для сточных вод (WWT)
К 13 Сервисное сообщение, вызов главного устройства
К 14 Сервисное сообщение, вызов вторичного устройства
К 15 Клапан отвода конденсата

Резервуар сточных вод

Резервуар для сточных вод служит в качестве накопителя сточных вод туалетной системы. Сточные воды поступают через трубное соединение в верхней части резервуара. Вентиляция осуществляется через переливную трубу. Резервуар с обеих сторон оборудован трехдюймовыми муфтами с шаровыми клапанами для вакуумного опорожнения, во время которого необходимо обеспечить свободную работу переливного трубопровода и сапуна. Для этого следует подсоединить и зафиксировать всасывающую муфту, открыть шаровой клапан. Затем можно начинать опорожнение. Во избежание механического повреждения резервуара относительное давление не должно превышать 0,3 бар. Процесс опорожнения должен продолжаться до тех пор, пока резервуар и вакуумный шланг не станут пустыми. После этого необходимо закрыть шаровой клапан. Отводную трубу сначала следует отключить от муфты резервуара для сточной воды. Если на одной из сторон резервуара имеется засор, опорожнение необходимо прекратить и повторить процесс на другой стороне резервуара. После этого сторону засора необходимо тщательно промыть и повторить опорожнение. После опорожнения резервуар будет содержать остаточный объем среды. Он предназначен для предотвращения образования донного осадка из грязи. Уровень жидкости в резервуаре контролируется системой управления туалетом. При сигнале «95 %» туалет необходимо закрыть. Резервуар оборудован двумя нагревателями. При повреждении одного из них включается второй, а в систему управления туалетом поступает сигнал ошибки. Термостат включает нагреватель при падении температуры в резервуаре ниже 15 °C и выключает его при температуре 18 °C. Нагреватель работает только при поданном питании. Если вагон отключен от электроснабжения, резервуар должен быть опорожнен во избежание замерзания сточных вод и повреждения резервуара.

Рис. 9.57. Линейчатый индикатор для сточной и чистой воды

Рис. 9.57. Линейчатый индикатор для сточной и чистой воды (показан цифрой 1)

Для контроля уровня жидкости резервуар через распределительную коробку подключен к системе диагностики транспортного средства. При наполненности резервуара на 80 и на 95 % будут передаваться сигналы (см. табл. 9.9).

Кроме того, уровень заполнения резервуара для сточных вод (80 % и 95 %) регистрируется при необходимости линейчатыми индикаторами (рис. 9.57). Эти индикаторы также используются для отображения уровня в резервуаре с чистой водой.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.