Задачей контура петли «Тормоз отпущен» является контроль состояния включения всех пневматических тормозов (за исключением пружинных стояночных тормозов), чтобы из-за неисправного или произвольно включенного пневматического тормоза не происходил чрезмерный износ или перегрев тормозных дисков в режиме тяги. В цепь линии управления петли «Тормоз отпущен» последовательно включены контакты вмешательства датчиков давления, связанных с тормозными цилиндрами всех вагонов. ПТО сопоставляет фактическое состояние требования торможения от БУТ-мастера с соответствующим сигналом, полученным от датчиков давления, и на основании этого размыкает петлю отпуска тормоза если есть расхождение между требованием торможения и фактическим состоянием тормозов в случае отмены команды на торможение. Состояние петли «Тормоз отпущен» запрашивается блоком ЦБУ (через станции SIBAS-KLIP). Если ЦБУ распознает потерю питания реле состояния петли ПТО, это приведет к блокировке цепей управления тягой электропоезда.

На рис. 8.62 представлен алгоритм функции контура ПТО. Если в момент отпуска тормозов (отмены команды на торможение от БУТ-мастера) или же при непреднамеренном самопроизвольном срабатывании тормозов на каком-либо из вагонов электропоезда в режиме тяги по причине наличия давления С в тормозных цилиндрах не произойдет замыкание контактного элемента пневмоэлектрического датчика в цепи линии управления петли «Тормоз опущен», потеряет питание реле состояния ПТО и посредством обработки сигнала при помощи актуатора сформируется цифровой командный сигнал, передаваемый ЦБУ о функциональном состоянии по шине MVB. В свою очередь ЦБУ незамедлительно произведет квитирование цепи управления тягой электропоезда, т.е. осуществит автоматическое блокирование задатчика тяговых усилий и перевод электрических цепей формирования управляющих команд режима тяги на 20 с (отмена действия задатчика тягового усилия каждые 20 с). По истечении указанного промежутка времени, если контур ПТО не восстановлен, а задатчик тяговых усилий переведен в активное положение (с предварительным возвратом в положение «0» после первичного квитирования), через 20 с произойдет повторное квитирование цепи управления тягой с временным блокированием данных цепей на 20 с. Соответственно в первом и втором случаях по системе диагностики на ИЧМ индицируется сообщение об аварийном состоянии тормозов на неисправном вагоне. В случае если контакты вмешательства восстановили свою работу или же не разрывали цепи линии управления ПТО, т.е. контур петли не терял питания, но при этом по каким-либо причинам не замкнулось реле состояния ПТО, то, оценивая данное состояние, БУТ-мастер при постановке задатчика тяговых усилий в активное положение (активация режима тяги) через 20 с активирует режим полного служебного торможения (ПСТ) с одновременным квитированием цепей управления тягой контактов вмешательства при повторной установке задатчика.

Рис. 8.62. Алгоритм функционирования контура петли «Тормоз отпущен»

Рис. 8.62. Алгоритм функционирования контура петли «Тормоз отпущен»

Рис. 8.63. Фрагмент электрической принципиальной схемы контура петли «Тормоз отпущен»

Рис. 8.63. Фрагмент электрической принципиальной схемы контура петли «Тормоз отпущен»

Электрическая цепь, фрагмент которой представлен на рис. 8.63, получает питание от провода № 321532, далее через АЗВ 43-F03 «Петля тормоз отпущен» — на замкнутую блокировку 43—44 реле 43-К18 «Замедленное включение», после чего запитывается провод № 433702 через нормально замкнутую блокировку шунтирующего переключателя 43-S23 «Шунтирование петли тормоз отпущен» на третичной панели активной кабины управления. Далее питание подается с провода № 433802 на линию управления ПТО, после чего через замкнутые контакты вмешательства актуатора (входящего в структуру блока БУТ-мастер и электропневматических датчиков давления С в тормозных цилиндрах вагонов электропоезда) по проводу № 433709 — на линию состояния ПТО, в итоге запитывается катушка реле состояния ПТО 43-К26.

В случаях неисправного действия какого-либо из электропневматических датчиков или же потери питания контура петли «Тормоз отпущен» существует возможность шунтирования данного контура при помощи перевода шунтирующего переключателя на третичной панели кабины управления в положение «Выкл.», при этом исключается воздействие алгоритма контура ПТО на систему управления поездом, в частности и на цепи управления тягой. Шунтирование производится при установленном в неактивное положение задатчике тяговых усилий на пульте управления и разомкнутом контуре петли.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.