Изменение программы торможения производится путем нажатия кнопки на тормозном контроллере FS41-2. В зависимости от выбора программы торможения («Нормальный режим», «Пропорциональный режим», «Режим прибытия на тупиковый путь» и «Режим чистки дисков») и скорости электропоезда осуществляется реализация различных способов применения тормозных систем.

Режим торможения «Нормальный режим». Цель «Нормального режима» состоит в том, чтобы достичь малого износа тормозных дисков и накладок и следить за высокими значениями рекуперации электрической энергии. Поэтому в «Нормальном режиме» происходит активация преимущественно электрического тормоза. В принципе применяется следующая последовательность при активации отдельных тормозных систем:

  1. Рекуперативный тормоз.
  2. Реостатный тормоз (в зависимости от способности контактной сети принимать электрическую энергию используется смешанный режим работы рекуперативного и реостатного тормозов).
  3. Пневматический тормоз (применяется на малой скорости движения до остановки или если тормозного усилия электрического тормоза недостаточно).

Переключение между программами «Нормальный режим» и «Пропорциональный режим» может осуществляться только на скоростях выше 10 км/ч путем кратковременного нажатия на кнопку тормозного контроллера FS41-2.

Режим торможения «Пропорциональный режим». Цель «Пропорционального режима» состоит в том, чтобы как можно быстрее равномерно распределить тормозное усилие по всем осям электропоезда. Этот режим работы предусмотрен для низких значений коэффициента сцепления.

В «Пропорциональном режиме» уже при минимально заданном тормозном усилии происходит одновременная активация электрического и пневматического тормозов на всем электропоезде пропорционально выбранной ступени торможения. При этом соблюдаются следующиех условия:

  • распределение тормозного усилия между электрическим и пневматическим тормозами происходит таким образом, что на всех осях достигается приблизительно одинаковое тормозное усилие с учетом коэффициента сцепления;
  • максимально возможное тормозное усилие электрического тормоза зависит в том числе и от скорости электропоезда;
  • без нажатия на кнопку тормозного контроллера переключение на «Пропорциональный режим» происходит при снижении скорости менее 20 км/ч, если до этого не был выбран «Режим прибытия на тупиковый путь».

Режим торможения «Режим прибытия на тупиковый путь». «Режим прибытия на тупиковый путь» служит для остановки электропоезда только при помощи пневматического тормоза. Выбор этого режима работы осуществляется путем кратковременного нажатия на кнопку тормозного контроллера при скоростях 10 км/ч и менее. Если был выбран данный режим работы, его нельзя отключить повторным нажатием на кнопку (или переходом в положение движения). «Режим прибытия на тупиковый путь» отключается после того, как электропоезд будет находиться в неподвижном состоянии не менее 10 с или если его скорость превысит 50 км/ч.

Режим торможения «Режим чистки дисков». «Режим чистки дисков» служит для кратковременного торможения всех осей с помощью пневматического тормоза с целью чистки тормозных дисков. В данном режиме работы запрашивается только пневматический тормоз, дополнительно к немоторным осям осуществляется пневматическое торможение моторных осей, которое обычно реализуется с помощью электрического тормоза. «Режим чистки дисков» активируется машинистом путем удержания кнопки тормозного контроллера в нажатом положении. Этот режим торможения также применяется при проверке действия тормозов в пути следования. «Режим чистки дисков» отличается от «Режима прибытия на тупиковый путь» тем, что в последнем выпуск воздуха из ТМ осуществляется синхронно на всех вагонах электропоезда с помощью электропнев-матических клапанов.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.