Обзор некоторых неисправностей компонентов тележек и мероприятия по их устранению представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Обзор неисправностей

Конструктивные элементы Характер неисправности Мероприятия с учетом рекомендации «AG Siemens»
Пневморессора, клапан или тяга клапана управления пневморессорой Потеря герметичности

Неисправность клапана

Разрыв тяги клапана

Закрыть разобщительный кран L02, максимальная скорость 200 км/ч, при температуре ниже — 30 °С скорость 160 км/ч. Для опускания вагона на аварийные рессоры открыть краны на траверсах L16/1, L16/2
Торсион Повреждение тяги торсиона Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Возможен вывод поезда с перегона собственной тягой на максимальной скорости 30 км/ч
Торсион Повреждение торсиона Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Необходима буксировка поезда с максимальной скоростью 10 км/ч. Может потребоваться ремонт или аварийное крепление подвешенных элементов
Отсутствие резьбового соединения в креплении торсиона Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Необходима буксировка поезда с максимальной скоростью 10 км/ч. Может потребоваться ремонт или аварийное крепление подвешенных элементов
Демпфер виляния Нет функции демпфирования Максимальная скорость 160 км/ч
Крепежные болты ослабли или отсутствуют Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Необходима буксировка поезда с максимальной скоростью 10 км/ч. Может потребоваться ремонт или аварийное крепление подвешенных элементов
Пружины рессорного подвешивания колесной пары Поломка пружины рессорного подвешивания колесной пары Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Возможен вывод поезда с перегона собственной тягой на максимальной скорости 30 км/ч. Эксплуатация неисправной моторной тележки не допускается
Поломка нескольких пружин рессорного подвешивания колесной пары Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Возможен вывод поезда с перегона собственной тягой на максимальной скорости 30 км/ч. Эксплуатация неисправной моторной тележки не допускается
Направляющая системы подвески колесной пары Очевидные повреждения или поломка буксового балансира Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Необходима буксировка поезда с максимальной скоростью 10 км/ч. Может потребоваться ремонт или аварийное крепление подвешенных элементов
Трещины в резиновом элементе сайлент-бло-ка буксового балансира Заявить о наличии дефекта
Отсутствие отдельных элементов в зависимости от важности элементов Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Освободите путь при помощи собственного привода на максимальной скорости 30 км/ч. Эксплуатация неисправной моторной тележки не допускается
Ограничитель поперечных смещений кузова тележки Отсутствие или неисправность поперечного упора Дальнейшая эксплуатация в режиме движения невозможна. Возможен вывод поезда с перегона собственной тягой на максимальной скорости 30 км/ч. Эксплуатация неисправной моторной тележки не допускается
Буксовые подшипники Нагрев буксы более 120, но менее 140 °С или разница в нагреве от 40 до 65 °С по отношению ко всем четырем буксам этой стороны вагона Осмотр на ближайшей графиковой остановке
Буксовые подшипники Нагрев буксы свыше 140 °С или разница в нагреве 65 °С и более по отношению ко всем четырем буксам этой стороны вагона Остановка поезда принудительным торможением (по возможности в подходящем месте). Осмотр буксы. Принятие решения о возможности дальнейшего следования
Колесная пара Заклинивание Поезд следует до ближайшей станции со скоростью 3—5 км/ч, далее локомотивная и поездная бригады руководствуются соответствующими инструкциями, вызывают вспомогательное транспортное средство для пересадки в него пассажиров

Требования распоряжения ОАО «РЖД» «О вводе в действие Инструкции о порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов «Сапсан» по железнодорожным путям общего пользования» № 2528р при некоторых неисправностях механического оборудования:

  • в случае принятия решения о выводе с перегона поезда с нагретой буксой или при наличии признаков ее неисправности скорость поезда не должна превышать 20 км/ч, включая движение по стрелочным переводам станций. Движение должно осуществляться плавно, поезд принимается на станцию на главный путь, при его занятости — на один из боковых путей с минимально возможным отклонением по стрелочным переводам;
  • в случае если после остановки поезда в результате осмотра буксы вагона определено разрушение буксы, исключающее вращение колесной пары, машинист должен обеспечить вывод поезда с перегона на станцию со скоростью не более 5 км/ч под наблюдением помощника машиниста, исключив вращение колесной пары и движение поездов по соседнему пути;
  • при заклинивании колесной пары из-за разрушения редуктора, его подвески, буксового узла и наличия ползунов поезд следует до ближайшей станции со скоростью 3— 5 км/ч, далее локомотивная и поездная бригады руководствуются Инструкцией «О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов «Сапсан» по железнодорожным путям общего пользования» в части вызова вспомогательного транспортного средства для пересадки в него пассажиров. При этом в неисправном вагоне должен находиться бортинженер, пассажиры должны быть переведены в другие вагоны;
  • при выявлении у ЭВС «Сапсан» ползуна (выбоины) на поверхности катания колеса (независимо от типа вагона) согласно распоряжению № 225р от 03.02.2011 г. максимальная скорость движения не должна превышать значений, представленных в табл. 3.2:

Таблица 3.2. Допустимые скорости движения при наличии ползунов

Глубина ползуна на колесной паре, мм Скорость движения, км/ч Примечание
Немоторная колесная пара Моторная колесная пара
Не более 1 Установленная
Более 1 до 2 100 Следование до ближайшего пункта ТО, имеющего средства для замены/обточки колесных пар ЭВС «Сапсан»
Более 2 до 6 Более 1 до 2 15 Следование до ближайшего пункта ТО, имеющего средства для замены/обточки колесных пар ЭВС «Сапсан»
Более 6 до 12 Более 2 до 4 10 Следование до ближайшего пункта ТО, имеющего средства для замены/обточки колесных пар ЭВС «Сапсан»
Более 12 Более 4 10 Следование при условии исключения возможности вращения колесной пары*

Для транспортировки к месту смены колесной пары следует использовать специальные транспортные тележки. Скорость движения с применением специальной транспортной тележки не должна превышать 40 км/ч, по стрелочным переводам — 5 км/ч.

Для определения глубины ползуна по его длине можно использовать табл. 3.3.

Таблица 3.3 Зависимость длины ползуна от его глубины

Длина ползуна, мм 25 43 61 86 105 121 135 148 160 171 181 191 200 209
Глубина ползуна, мм 0,17 0,5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.