Носовые обтекатели

На рис. 3.163, 3.164 изображена носовая часть поезда с обтекателем и смонтированное в пространстве между обтекателем и кузовом вагона оборудование.

Рис. 3.163. Носовая часть поезда

Рис. 3.163. Носовая часть поезда

В нерабочем (задвинутом) режиме носовая автосцепка защищена благодаря носовым обтекателям от погодных и эксплуатационных воздействий. Кинематика для обслуживания носовых обтекателей расположена в носовой части поезда, изготовленной из армированного стекловолокном пластика. Одновременно обтекатель образует завершающую часть кузова вагона у головной части поезда. Носовая часть поезда, кроме того, закрывает обтекателем устройство звуковых сигналов и энергопоглощающую трубу и служит в зоне обтекателя опорой для комбинации ксеноновых прожекторов SL323, в зоне правого блока ламп сверху — сигнального фонаря SL328, снизу — ксенонового прожектора SL322, в зоне левого блока ламп сверху — сигнального фонаря SL328 и снизу — красного сигнального фонаря SL325.

Рис. 3.164. Внутренние буферы носовой части

Рис. 3.164. Внутренние буферы носовой части: 1 — место установки передней стенки; 2 — рельсоочиститель; 3 — боковой буфер; 4 — подоконная зона 2; 5 — подоконная зона

Кинематика носовых обтекателей приводится в действие с помощью пневмосистемы и управляется от ЦБУ посредством интерфейса «человек—машина» в кабине машиниста. Она предварительно монтируется как полностью собранное и заблаговременно испытанное устройство снаружи поезда.

Управление кинематикой носовых обтекателей производится с помощью шести пневмоцилиндров, которые попарно управляются благодаря электромагнитным клапанам (110 В). Положение пневмоцилиндров и положение элементов кинематики определяется посредством бесконтактных переключателей 24 В. Снабжение сжатым воздухом производится путем подключения к пневмосистеме. Минимальное давление должно составлять 6,5 атм (стандартное рабочее давление — около 8,5±1 атм). Если производится перевозка в несцепленном положении, необходимо держать носовые обтекатели закрытыми, чтобы избегать попадания листвы, загрязнений, снега и льда. Возможна перевозка электропоезда в несцепленном с другим подвижным составом положении с открытыми обтекателями.

Рис. 3.165 (начало). Виды носовой части

Рис. 3.165 (начало). Виды носовой части: а — вид спереди; б — вид изнутри

Рис. 3.165 (начало). Виды носовой части
Рис. 3.165 (окончание). Виды носовой части

Рис. 3.165 (окончание). Виды носовой части: в, г — вид изнутри

Рис. 3.165 (окончание). Виды носовой части

Компоненты носовой части представлены на рис. 3.165:

  1. кожух полностью с наклеенным стеклом и смонтированным за ним прожектором. Прожектор состоит из левого и правого резервных ксеноновых прожекторов (закрытое положение) диаметром 90 мм и среднего ксенонового прожектора дальнего света диаметром 190 мм;
  2. обтекатель, состоящий из заднего левого и правого обтекателей, переднего левого и правого обтекателя;
  3. носовая часть поезда — кольцо из армированного стекловолокном пластика — несущая конструкция для крепления всех компонентов;
  4. блок ламп (слева и справа). В левом блоке ламп сверху монтируется белый сигнальный фонарь, снизу — красный сигнальный фонарь. В правом блоке ламп сверху монтируется белый сигнальный фонарь и снизу — резервный ксеноновый прожектор дальнего света диаметром 145 мм (два верхних светодиодных красных буферных фонаря находятся в кабине);
  5. носовые обтекатели (слева и справа);
  6. кинематика: две поворотные металлические дуги, закрепленные к раме кузова верхней и нижней цапфами;
  7. поворотный механизм с пневмоцилиндрами для осуществления поворота носовых обтекателей на 2°;
  8. блокировка слева и справа, предотвращающая давление носовых обтекателей во время движения;
  9. блок клапанов с пневматическими клапанами и центральным подключением сжатого воздуха к НМ;
  10. монтажный блок с пневмоцилиндром, осуществляющим основное движение при открытии и закрытии носовых обтекателей;
  11. коробка выводов с клеммной планкой для всех электрических контактов и штекерным разъемом;
  12. поворотный механизм (верхняя цапфа);
  13. видимый механический блокиратор поворота для блокировки носовых обтекателей при работах в пространстве носовой зоны;
  14. зоны присоединения носовых обтекателей.

Пластиковые носовые обтекатели 5 имеют электромеханический пневматический привод. В штатном режиме открытие и закрытие выполняется через ЦБУ, которое по строго определенному алгоритму координирует работу электропневматических клапанов блока клапанов 9, т.е. в соответствующем порядке управляет малыми пневмоцилиндрами блокировки обтекателей 8, поворотом обтекателей 7 на 2° и большими пневмоцилиндрами основного поворота 10. Блокировка обтекателей нужна для недопущения их самопроизвольного перемещения, поворот на 2° — для соблюдения геометрии при раздвижке обтекателей.

Носовые обтекатели могут открываться и закрываться с помощью ручного управления клапанами в диапазоне температур от +50 до —40 °C. При температуре ниже —40 °C они должны открываться и закрываться вручную, так как существует возможность повреждения пневматических компонентов.

Ниже приведен порядок действий, которые выполняются при отказе системы управления носовыми обтекателями.

В случае сбоев энергопитания или питания сжатым воздухом возможно ручное управление кинематикой. При этом необходимо учитывать различные состояния:

  • отказ электрической системы управления;
  • отказ электрической системы управления и системы подачи воздуха;
  • неисправность отдельных воздуховодов или клапанов;

Управление при отказе электрической системы управления

Все клапаны, управляющие кинематикой носовых обтекателей, оборудованы устройствами ручного управления — красными кнопками.

Рис. 3.166. Расположение элементов ручного управления носовыми обтекателями

Рис. 3.166. Расположение элементов ручного управления носовыми обтекателями: 1 — магнитный клапан; 2 — шаровой кран ручной подачи сжатого воздуха; 3 — шаровой кран автоматической подачи сжатого воздуха; 4 — клапан K02/I; 5 — клапан K03/I; 6 — клапан K01/I; 7 — клапан K03/II; 8 — клапан K01/II; 9 — клапан K02/II; 10 — блок аварийной подачи сжатого воздуха; A—C — управление ручным приспособлением для предохранения от разворота

Рис. 3.167. Отсек с электромагнитными вентилями управления приводом обтекателей

Рис. 3.167. Отсек с электромагнитными вентилями управления приводом обтекателей

Для открытия носовых обтекателей необходимо (рис. 3.166, 3.167):

  1. Снять боковой фальшборт с левой стороны в направлении движения.
  2. Произвести демонтаж накладки блока клапанов.
  3. Открыть шаровой кран 2 (см. рис. 3.166) для ручной подачи сжатого воздуха, закрыть шаровой кран 3 для автоматической подачи сжатого воздуха. Таким образом производится шунтирование электромагнитного клапана 1 и предотвращается автоматический выпуск воздуха.
  4. Разблокировать носовые обтекатели нажатием красной кнопки на клапане K01/I 6.
  5. Повернуть носовые обтекатели внутрь на 2° нажатием красной кнопки на клапане K03/I 5.
  6. Открыть носовые обтекатели нажатием красной кнопки на клапане K02/I 4.
  7. Повернуть носовые обтекатели наружу на 2° нажатием красной кнопки на клапане K03/II 7, чтобы заблокировать обтекатели в открытом положении.
  8. Произвести блокировку носовых обтекателей в открытом положении, открыв механический фиксатор-«бабочку».
  9. Открыть фиксатор (A), повернув его. Повернуть приспособление для предохранения от разворота наверх (B). Приспособление для предохранения от разворота механически защелкивается в заблокированном положении (C).

Для закрытия носовых обтекателей следует:

  1. Закрыть блокиратор поворота носовых обтекателей.
  2. Повернуть носовые обтекатели внутрь нажатием красной кнопки на клапане K03/I 5 на 2°.
  3. Закрыть носовые обтекатели нажатием красной кнопки на клапане K01/II 8.
  4. Повернуть носовые обтекатели наружу нажатием красной кнопки на клапане K03/II 7 на 2°.
  5. Заблокировать носовые обтекатели нажатием красной кнопки на клапане K02/II 9.

Завершающие работы:

  1. Закрыть шаровой кран 2 для ручной подачи сжатого воздуха и открыть шаровой кран 3 для автоматической подачи сжатого воздуха.
  2. Установить накладку блока клапанов. Монтаж накладки возможен только при правильном положении шаровых кранов.
  3. Произвести навесной монтаж фальшборта.

Управление при отказе электрической системы управления и системы подачи сжатого воздуха

На блоке клапанов находится блок аварийной подачи сжатого воздуха 10 (см. рис. 3.166), через который может производиться подключение внешней системы подачи сжатого воздуха (например, ручной воздушный насос).

Для открытия носовых обтекателей необходимо:

  1. Снять боковой фальшборт с левой стороны в направлении движения.
  2. Произвести демонтаж накладки блока клапанов.
  3. Закрыть шаровой кран 3 для автоматической подачи сжатого воздуха.
  4. Отвернуть резьбовую заглушку блока аварийной подачи сжатого воздуха 10.
  5. Подключить внешнюю систему подачи сжатого воздуха к блоку аварийной подачи сжатого воздуха 10.
  6. Оставить шаровой кран 2 для ручной подачи сжатого воздуха в закрытом положении.
  7. Осуществить ручное управление носовыми обтекателями, как это было описано выше.

Закрытие носовых обтекателей производится в обратном порядке (управление клапанами было рассмотрено выше)

Управление при неисправности отдельных воздуховодов или клапанов

При неисправности отдельных воздуховодов или клапанов носовые обтекатели можно разблокировать также с помощью торцового ключа на 16 и повернуть наружу вручную (рис. 3.168).

Рис. 3.168. Ручное разблокирование носового обтекателя

Рис. 3.168. Ручное разблокирование носового обтекателя: 1 — болт для ручного разблокирования одной половины носового обтекателя

Для открытия носовых обтекателей следует:

  1. Отключить питание носовой части поезда, выключив АЗВ «Носовые обтекатели» (=74-F13).
  2. Снять боковой фальшборт с левой стороны в направлении движения.
  3. Произвести демонтаж накладки блока клапанов.
  4. Закрыть шаровой кран 3 (см. рис. 3.166) для автоматической подачи сжатого воздуха.
  5. Установить торцовый ключ на 16 на боковом шестиграннике и повернуть ось блокировки таким образом, чтобы блокирующий рычаг полностью отклонился внутрь, — носовой обтекатель разблокирован.
  6. Открыть разблокированный носовой обтекатель вручную:
    • повернуть задний конец носового обтекателя внутрь примерно на 2° во избежание столкновения с носовым кольцом;
    • осторожно открыть носовой обтекатель, обеспечив при этом достаточное расстояние от повернутого внутрь носового обтекателя до носового кольца.
  7. Таким же образом разблокировать и открыть второй носовой обтекатель.
  8. Заблокировать носовые обтекатели в открытом положении, открыв блокиратор поворота носовых обтекателей.

Для закрытия носовых обтекателей необходимо:

  1. Закрыть блокиратор поворота носовых обтекателей.
  2. Подключить штекер электропитания к коробке выводов.
  3. Включить питание носовой части поезда, включив АЗВ «Носовые обтекатели» (=74-F13).
  4. Открыть шаровой кран 3 для автоматической подачи сжатого воздуха.
  5. Закрыть носовые обтекатели.
  6. Установить накладку блока клапанов. Монтаж накладки возможен только при правильном положении шаровых кранов.
  7. Произвести навесной монтаж фальшборта.

Прожекторы и сигнальные фонари носовой части

На рис. 3.169 представлено расположение прожекторов и сигнальных фонарей на ЭВС «Сапсан»:

  • SL322 — ксеноновый прожектор снизу 24 В;
  • SL323 — комбинация ксеноновых центральных прожекторов 24 В (три прожектора);
  • SL325 — сигнальный фонарь H1 24 В/70 Вт красный (3 шт.);
  • SL328 — сигнальный фонарь H1 24 В/70 Вт белый (2 шт.).
Рис. 3.169. Прожекторы и сигнальные фонари

Рис. 3.169. Прожекторы и сигнальные фонари

Прожектора головной части питаются от бортсети постоянного тока 110 В через два преобразователя 100 В/24 В, находящихся в головном вагоне.

Рис. 3.170. Нижний прожектор SL322

Рис. 3.170. Нижний прожектор SL322

Нижний прожектор SL 322 (рис. 3.170) состоит из опорной плиты и съемного корпуса, в который устанавливается ксеноновый прожектор. Газоразрядная лампа подключена с помощью прочного провода управления к пускорегулирующему аппарату. Фонарь устанавливается на монтажной стороне на ламинированном стопорном кольце блока ламп с резьбовыми болтами посредством гаек М5. Пускорегулирующий аппарат ксенонового прожектора крепится на обратной стороне смонтированного над прожектором сигнального фонаря Н1 SL328 (рис. 3.171). Пускорегулирующий аппарат имеет рабочее напряжение 24 В, потребляемая мощность составляет 42 Вт.

Рис. 3.171. Свечение правого сигнального фонаря SL328 (головная кабина, маневровый режим)

Рис. 3.171. Свечение правого сигнального фонаря SL328 (головная кабина, маневровый режим)

Блок центрального прожектора SL323 (рис. 3.172) состоит из трех отдельных компонентов, которые монтируются на несущей консоли. Каждый компонент в свою очередь состоит из встраиваемого корпуса с ксеноновым прожектором. Оба боковых ксеноновых прожектора имеют диаметр 90 мм, средний — 220 мм. В смонтированном состоянии все три компонента располагаются в одной плоскости по передней стороне. Перед прожектором в сборе располагается кожух в сборе, включающий основной элемент (армированный стекловолокном пластик) и стеклянный колпак. На кожухе в сборе монтируется уплотняющий элемент. Ксеноновый прожектор соединен с помощью кабеля с пускорегулирующим аппаратом. Разъем для ксеноновой лампы, пускорегулирующий аппарат и кабель образуют неразъемный элемент. Пускорегулирующий аппарат монтируется отдельно. Средний пускорегулирующий аппарат закрепляется на консоли. Пускорегулирующие аппараты обоих боковых прожекторов закрепляются на левом и правом передних обтекателях. Источник освещения ксенонового прожектора — газоразрядная лампа (ксеноновая) типа D2S, цоколь P32 d-2, 35 Вт—12/24 В.

Фонарь SL325 (рис 3.173) служит хвостовым красным сигнальным огнем. Он состоит из корпуса с винтовым креплением с глянцевым анодированным параболическим отражателем и эксплуатируется с галогеновой лампой Н1. Источник освещения находится в красном цилиндре. Рифленое рассеивающее стекло установлено в цилиндрическом тубусе, который вдвигается в тубус блока ламп, чтобы достичь высокого уровня бокового излучения. Напротив прикручиваемого кольца с монтажной стороны предусмотрена силиконовая уплотнительная прокладка. На корпусе монтируется водонепроницаемый разъем. Источник освещения — галогеновая лампа Н1 24 В 70 Вт.

Рис. 3.172. Блок центрального прожектора SL323

Рис. 3.172. Блок центрального прожектора SL323

Рис. 3.173. Фонарь SL325

Рис. 3.173. Фонарь SL325

Рис. 3.174. Буферный фонарь SL328 (фара)

Рис. 3.174. Буферный фонарь SL328 (фара)

Буферный фонарь SL328 (фара) (рис. 3.174) используется в качестве белого сигнального фонаря. Он состоит из корпуса с винтовым креплением с глянцевым анодированным параболическим отражателем и эксплуатируется с галогеновой лампой Н1. Рифленое рассеивающее стекло установлено в цилиндрическом тубусе, который вдвигается в тубус блока ламп, чтобы достичь высокого уровня бокового излучения. Напротив прикручиваемого кольца с монтажной стороны предусмотрена силиконовая уплотнительная прокладка. На корпусе правого по ходу движения фонаря монтируется пускорегулирующий аппарат расположенного ниже ксенонового прожектора. На корпусе монтируется водонепроницаемый разъем. Источник освещения — галогеновая лампа Н1 24 В 70 Вт.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.