Клещевые механизмы заменяют собой тормозные цилиндры и тормозную рычажную передачу и предназначены для получения тормозного нажатия. Тормозной пневмоцилиндр находится внутри каждого клещевого механизма. Синим цветом на рис. 3.108 показаны тормозные накладки с композиционным фрикционным материалом. Применяются клещевые механизмы двух типов: с модулем стояночного пружинного тормоза и без него. Подробное описание внутренней конструкции клещевых механизмов приводится в гл. «Пневмооборудование». Суппорты клещевых механизмов фрикционного тормоза крепятся к соответствующим кронштейнам поперечной балки рамы тележки, но их собственная конструкция позволяет иметь некоторое поперечное перемещение клещей с тормозными накладками, что необходимо, так как сайлент-блоки буксовых рычагов дают возможность незначительного поперечного перемещения колесной пары в раме тележки. Это свойство дополнительно помогает безошибочно определить состояние отпущенного тормоза методом шевеления клещевого механизма.

Рис. 3.108. Моторная колесная пара и клещевые механизмы тормозов

Рис. 3.108. Моторная колесная пара и клещевые механизмы тормозов

На рис. 3.109—3.111 изображена рама моторной тележки с установленными клещевыми механизмами.

Рис. 3.109. Рама моторной тележки с клещевыми механизмами

Рис. 3.109. Рама моторной тележки с клещевыми механизмами

Рис. 3.110. Клещевые механизмы моторной тележки

Рис. 3.110. Клещевые механизмы моторной тележки

Рис. 3.111. Крепление клещевых механизмов моторной тележки

Рис. 3.111. Крепление клещевых механизмов моторной тележки: 1 — кронштейн рамы тележки; 2 — крепежные фланцы клещевых механизмов; 3 — промежуточные крепежные суппорты; 4 — болты М20х140 крепления клещевых механизмов с моментом затяжки 450 Н-м; 5 — ось поворота клещевого механизма относительно крепежного фланца; 6 — горизонтальные болты крепления промежуточных суппортов к кронштейнам рамы тележки

Рис. 3.111. Крепление клещевых механизмов моторной тележки

Тормозные диски (рис. 3.112) выполнены из специального чугуна и являются автовентилируемыми.

Рис. 3.112. Тормозные диски на колесном центре

Рис. 3.112. Тормозные диски на колесном центре

Устанавливаемый на колесе тормозной диск (рис. 3.113) состоит из двух фрикционных дисков 1, которые размещаются внутри или снаружи в соответствии с положением по отношению к реборде колеса S.

Толщина фрикционного диска е, а также число и геометрия охлаждающих ребер f рассчитаны таким образом, чтобы температура фрикционного диска не превышала допустимые пределы, а тепловая и механическая нагрузка снижалась до минимума. Охлаждающие ребра предусмотрены не только для отвода тепла, но и для фиксации фрикционных дисков на колесе. Для крепления и центрирования тормозного диска на колесе и для передачи тормозного момента тормозной диск оснащен шестью закрепляющими штифтами 2 (рис. 3.114) и имеет двенадцать болтовых креплений. Закрепляющие штифты — это цилиндрические детали с уплотнительными кольцами, которые предусмотрены для фиксации правильного положения диска во время установки. Сплющенные концы штифтов входят в шпоночные пазы Z, расположенные с тыльной стороны фрикционных дисков. Помимо центрирования фрикционных дисков на колесе и по отношению друг к другу, закрепляющие штифты предотвращают смещение фрикционных дисков по отдельности и воздействие изгибающего усилия на болтовые крепления, включающие в себя двенадцать специальных болтов с двойной шестигранной головкой и коническим концом, а также разжимные втулки и экспандерные гайки. Главным образом, болтовые крепления служат для крепления фрикционных дисков к колесу. Они должны выдерживать значительные механические нагрузки, возникающие в процессе торможения, а также быть рассчитаны на тепловое расширение вследствие определенной предварительной нагрузки на болты.

Размер устанавливаемых на колесах тормозных дисков, как правило, определяется таким образом, чтобы поверхности трения были на одном уровне с внешними поверхностями реборды колеса. Устанавливаемые на колесах тормозные диски нагреваются в процессе торможения вследствие трения о тормозные накладки.

Охлаждение дисков производится за счет потока воздуха, создаваемого вентиляторным эффектом вращающегося колеса. Воздух поступает между тормозным диском и диском колеса, проходит через радиально расположенные охлаждающие ребра и отводит тепло.

1—2—3—4—5—7—6—8—9—10—11 — 12 — порядок затяжки (крест-накрест) двенадцати болтовых соединений крепления фрикционного диска к диску колеса. Затяжка болтовых соединений осуществляется в два приема с моментом затяжки в 40 Н-м и затем в 120 Н-м с контролем угла затяжки, который при повышении момента с 40 до 120 Н-м должен составлять 35°.

Рис. 3.113. Тормозные диски на колесном центре — монтаж

Рис. 3.113. Тормозные диски на колесном центре — монтаж: 1 — фрикционный диск; 2—4 — болтовые крепления; S — реборда колеса; f — охлаждающие ребра; FR — поверхность трения; R — диск колеса; N — ступица колеса; е — толщина фрикционного диска

Рис. 3.114. Центрирование тормозных дисков на колесном центре

Рис. 3.114. Центрирование тормозных дисков на колесном центре: 1 — уплотнительное кольцо; 2 — закрепляющий штифт; 3 — фрикционный диск; R — диск колеса; Z — шпоночный паз

Если тормозные диски не покрываются накладками полностью, они подвергаются так называемому постепенному вогнутому износу (т.е. износ по краям дисков меньше, чем по центру). Вогнутый износ H необходимо измерять (рис. 3.115). Во время эксплуатации транспортных средств может возникать также косой износ S, который необходимо проверять. Основной износ дисков может происходить по внутреннему и внешнему краю диска.

При использовании накладок из агломерированных материалов вогнутый износ H = 1 мм макс., косой износ S = 1 мм макс.

При превышении вышеуказанных предельных значений необходимо выполнить обточку дисков. В случае если размер Т становится меньше 5 мм, тормозной диск подлежит замене.

Рис. 3.115. Измерение вогнутого и косого износа тормозных дисков на колесном центре

Рис. 3.115. Измерение вогнутого и косого износа тормозных дисков на колесном центре

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.