Композицией состава называется строго установленный порядок расположения вагонов с учетом особенностей обращения и технических правил эксплуатации поезда. Конструктивно поезд состоит из двух тяговых секций, каждая из которых включает в себя пять расположенных по определенной схеме вагонов. Состав тягового оборудования на каждой секции одинаков. Эксплуатируются поезда при 10-вагонной составности.

Как уже было отмечено, поезда выпущены в двух вариантах:

  • В1 (ЭВС1) — односистемный поезд, предназначен только для линий, электрифицированных на постоянном токе напряжением 3 кВ;
  • В2 (ЭВС2) — двухсистемный поезд, предназначен для линий, электрифицированных как на постоянном токе напряжением 3 кВ, так и на переменном напряжением 25 кВ;

Поезда В2 отличаются наличием дополнительного силового оборудования. Пассажирские салоны вагонов в обоих вариантах имеют одинаковое исполнение и вместимость (604 человека). На рис. 1.3 и 1.4 показаны схемы формирования односистемного (В1) и двухсистемного (В2) поездов соответственно.

Рис. 1.3. Схема формирования односистемного поезда В1

Рис. 1.3. Схема формирования односистемного поезда В1

Рис. 1.4. Схема формирования двухсистемного поезда В2

Рис. 1.4. Схема формирования двухсистемного поезда В2

Вагоны обозначаются по следующим правилам:

  • первые две или три буквы указывают на функциональное назначение вагона:
    • SR — вагоны с тяговыми преобразователями (моторные, ГМ);
    • DR — дроссельные вагоны (Пт3);
    • MW — средние вагоны (П);
    • TR — вагоны с тяговым трансформатором (Пт25);
    • BAT — вагоны с аккумуляторной батареей (ПБ, ПББ);
  • отделенная пробелами буква характеризует пассажирский салон:
    • B — бизнес-класс (1-й класс);
    • T — туристический класс (2-й класс);
    • R — ресторан;
  • цифрами обозначен номер вагона.

Как видно из рис. 1.3 и 1.4, в поездах В2 средние вагоны (№ 3 и № 8), заменены на трансформаторные, оборудованные токоприемниками переменного тока. Каждый поезд состоит из четырех моторных и шести немоторных вагонов.

В табл. 1.3 представлено описание пассажирских зон вагонов поезда.

Таблица 1.3. Обзор салонного оборудования

Вагон Класс Описание
1 и 10 1 — бизнес
10 — туристический
В головной части вагона — 8, далее в салоне еще 44 сидячих места
2 и 9 2 — бизнес
9 — туристический
Салон на 66 сидячих мест по 2 стандартных санузла
3 и 8 Туристический (2 класс) салон на 66 сидячих мест по 2 стандартных санузла
4 и 7 Туристический (2 класс) салон на 66 сидячих мест по 2 стандартных санузла
5 Бар (2 класс) 40 сидячих мест, кухня, зона бистро, служебное купе для начальника поезда и персонала безопасности
6 Туристический (2 класс) 64 сидячих места с местом для инвалида-колясочника. Универсальный стандартный санузел и один со спецстоликом для пеленания детей с кнопками для вызова проводника

Примечания:

  1. Общее число мест в поезде — 604 (в том числе 40 сидячих мест в баре).
  2. На эксплуатируемых в настоящее время поездах места бизнес-класса расположены в вагонах 1 и 2 (головной и дроссельный вагоны со стороны Санкт-Петербурга).

Первые четыре электропоезда серии ЭВС2 имеют номера 01—04, следующие четыре электропоезда серии ЭВС1 имеют порядковые номера 05—08. Нумерация вагонов существенно отличается от стандартной схемы, принятой для электропоездов. Для ЭВС «Сапсан» ОАО «РЖД» впервые приняло решение включить в схему нумерации вагонов код дороги приписки поезда (рис. 1.5). Так, ЭВС2-001002 означает «головной моторный вагон номер 10 электропоезда ЭВС2-02».

Рис. 1.5. Схема нумерации вагонов электропоездов ЭВС1 и ЭВС2

Рис. 1.5. Схема нумерации вагонов электропоездов ЭВС1 и ЭВС2

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.