Ось моторной колесной пары имеет цилиндрическую форму, внутри она полая с отдельными местами посадки с увеличенным диаметром для напрессовки деталей моторной колесной пары.

Ниже представлены технические характеристики колесных пар ЭВС «Сапсан».

Технические характеристики колесных пар ЭВС «Сапсан»

Параметр Немоторная колесная пара Моторная колесная пара
Максимальная нагрузка на колесную пару 19 т
Диаметр нового колеса 920 мм
Диаметр колеса, предельный ремонтный размер (предельный заводской размер) 864 мм
Диаметр колеса, предельный эксплуатационный размер 840 мм
Максимальная толщина обода колеса 59 мм
Минимальная толщина обода колеса 30 мм
Максимальная скорость 300 км/ч
Профиль колеса Профиль ОАО «РЖД»
Масса колесной пары в сборе 1785 кг 2102 кг
Масса оси колесной пары 395 кг 451 кг
Масса колеса (моторное — без тормозных дисков) 365 кг 359 кг
Максимально допустимая разница диаметров колес в одном моторном вагоне Не более 5 мм
Максимально допустимая разница диаметров колес в одном прицепном вагоне Не более 30 мм
Максимально допустимая разница диаметров колес в одной тележке прицепного вагона Не более 15 мм
Разница диаметров колес поезда между двумя различными вагонами (прицепной вагон/прицепной вагон), (прицепной вагон/ моторный вагон) Не более 75 мм
Разница между диаметрами левого и правого колес в колесной паре Не более 1,2 мм
Ширина обода колеса 135±2 мм

Канавка (рис. 3.69) должна быть опознаваема при допустимом износе обода колеса.

Рис. 3.69. Канавка предельной обточки обода колеса

Рис. 3.69. Канавка предельной обточки обода колеса

Измеряемые параметры профиля круга катания изображены на рис. 3.70, а их допустимые значения приведены ниже.

Рис. 3.70. Измеряемые параметры профиля колеса

Рис. 3.70. Измеряемые параметры профиля колеса: 1 — высота гребня; 2 — толщина гребня на высоте 13 мм; 3 — крутизна гребня; 4 — ширина обода колеса; 5 — местное уширение обода; 6 — прокат по кругу катания

Допустимые значения круга катания
Высота гребня........................................... от 28 до 35 мм
Толщина гребня на высоте 13 мм от круга катания......... от 29 до 33 мм
Крутизна гребня......................................... не менее 7 мм
Ширина обода колеса..................................... 135±2 мм
Местное уширение обода.................................. не более 3 мм
Прокат по кругу катания................................. не более 5 мм

Моторная колесная пара

Основные элементы моторной колесной пары представлены на рис. 3.71 и 3.72. Габаритные размеры колесной пары с буксовыми балансирами — 2456 х 1078 мм.

Рис. 3.71. Моторная колесная пара с редуктором и буксовыми балансирами

Рис. 3.71. Моторная колесная пара с редуктором и буксовыми балансирами: 1 — ось моторной колесной пары; 2 — цельнокатаный колесный центр; 3 — тяговый редуктор; 4 — шарнирное соединение буксового балансира с рамой тележки; 5 — тарель цилиндрической пружины 1-й ступени рессорного подвешивания; 6 — зубчатая муфта; 7 — сочленяющие болты половинок корпуса редуктора; 8, 9 — правая и левая консоли буксового балансира для крепления вертикального демпфера 1-й ступени рессорного подвешивания

Рис. 3.72. Моторная колесная пара

Рис. 3.72. Моторная колесная пара (основные компоненты): 1 — ось моторной колесной пары; 2 — цельнокатаный колесный центр; 3 — резьбовая заглушка для гидравлического распрессовывания колесного центра с оси; 4 — тормозной диск на колесе; 5 — тяговый редуктор; 6 — шарнирное соединение буксового балансира с рамой тележки; 7 — тарель цилиндрической пружины 1-й ступени рессорного подвешивания; 8 — подшипник буксы колесной пары (блок TAROL)

Ось моторной колесной пары (рис. 3.73) является ее основным конструктивным элементом. Она несет массу вагона, т.е. является деталью, передающей нагрузки между рамой тележки и колесами. Ось нагружается циклическим изгибом и подвергается изгибу от статических и динамических нагрузок, а также кручению от тяговых или тормозных нагрузок. Ось моторной колесной пары имеет цилиндрическую форму, внутри она полая с отдельными местами посадки с увеличенным диаметром для напрессовки деталей моторной колесной пары. Диаметр подступичной части оси под БЗК несколько больше диаметра подступичной части оси колеса, чтобы обеспечить возможность насадки БЗК. Ось моторной колесной пары имеет два места для посадки колес и одну зону для посадки деталей осевого редуктора (БЗК и двух опорных подшипников). Кроме того, на оси наличествуют места посадки подшипников колесной пары и лабиринтных колец этих подшипников. Средние части оси и посадочные места соединяются галтелями. В зоне редуктора отдельные его детали (лабиринтное кольцо, подшипник, зубчатое колесо) имеют собственные посадочные места. Между посадочными местами на оси имеются кольцевые проточки, которые состоят только из одного радиуса. В оси по всей длине просверлено отверстие диаметром по центру 43 мм. Функцией отверстия является снижение неподрессоренной массы колесной пары, кроме того, оно обеспечивает возможность проведения ультразвуковой дефектоскопии любой части. Отверстие с обоих концов оси начинается с конической фаски. Такое конусообразное место сопряжения гарантирует, что ось может быть закреплена для обработки на токарном или шлифовальном станке. С обоих торцов оси имеется резьба для крепления подшипников колесной пары посредством тарельчатых шайб. На этих торцах находятся также обозначения маркировки клеймением. Посадочные места колес и средние части оси имеют определенный запас по диаметру. Если эти зоны повреждаются, например при напрессовке колеса или из-за удара камнем, первоначальный диаметр возможно доработать.

Рис. 3.73. Ось моторной колесной пары

Рис. 3.73. Ось моторной колесной пары: 1 — подступичная часть оси под колесный центр; 2 — отверстие для спрессовки БЗК гидравлическим способом; 3 — большое зубчатое колесо тягового редуктора (БЗК); 4 — подступичная часть оси под БЗК; 5 — подступичная часть оси под подшипник опоры корпуса редуктора; 6 — средняя часть оси; 7 — галтель; 8 — шейка оси, подступичная часть оси под подшипник буксы

Ось моторной колесной пары по всей длине подвергается упрочнению накатыванием. Открытая поверхность оси покрывается грунтовочным, а затем кроющим лаком. Такое покрытие защищает поверхности от коррозии. Кроме того, от ударного действия летящих камней (щебня) ось колесных пар дополнительно защищается полимерными пленчатыми покрытиями, укрепленными механическими стяжками.

Диаметр новой колесной пары (по кругу катания цельнокатаного колесного центра) составляет 940 мм, передаточное число главной тяговой передачи — 3,033. Цельнокатаный колесный центр на наружной боковой поверхности имеет специальную кольцевую выточку (канавку), показывающую предельно допустимый минимальный диаметр колеса при обточке.

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.