При применении электропневматического или пневматического тормоза на высокоскоростных поездах всегда происходит разрядка тормозной магистрали вне зависимости от уровня заданного тормозного усилия. На высокоскоростных электропоездах «Сапсан» различают два вида разрядки тормозной магистрали: служебную и экстренную.

Служебные торможения (служебные разрядки ТМ) с различных скоростей движения производит машинист из активной кабины, задавая требуемое тормозное усилие посредством тормозного контроллера FS41-2 (или резервного тормозного крана ZB11-6). При задании требуемого тормозного усилия за счет применения электропневматического или пневматического тормоза происходит разрядка тормозной магистрали и, соответственно, наполнение тормозных цилиндров на заданную величину. Кроме того, в режиме служебного торможения на моторных вагонах совместно с электропневматическим тормозом используется электрический тормоз, причем ему отдается предпочтение.

При экстренном торможении тормозное усилие максимально, его ступенчатое регулирование невозможно. Основное отличие экстренного торможения от служебного — высокая скорость разрядки тормозной магистрали (работа воздухораспределителя КЕ и преобразователя давления одинакова как при служебном, так и при экстренном торможении). На моторных вагонах при экстренном торможении совместно применяются как электрический (на скоростях в диапазоне 70—250 км/ч), так и электропневматический тормоз (до полной остановки электропоезда).

Экстренное торможение можно активировать путем постановки тормозного контроллера FS41-2 в положение «ЭТ» (экстренное торможение), нажатия грибовидной кнопки «Клапана экстренного торможения SBV2» (N03), расположенной справа от кресла машиниста, а также путем нажатия грибовидной кнопки «Клапана экстренного торможения SBV2» (N06), находящейся в купе начальника поезда в вагоне BAT R 05. При любом из перечисленных вариантов из тормозной магистрали будет выпущен воздух. Тормозной контроллер FS41-2 в положении «ЭТ» открывает ТМ через пневматический управляющий трубопровод с помощью золотникового клапана С25, грибовидная кнопка «Клапан экстренного торможения SBV2» открывает тормозную магистраль напрямую. В обоих случаях через размыкающий контакт данных устройств разомкнется петля безопасности экстренного торможения. Это приведет к срабатыванию быстродействующих клапанов экстренного торможения N04 в обоих головных вагонах электропоезда для ускорения разрядки тормозной магистрали. Одновременно через анализатор углового положения тормозного контроллера или замыкающий контакт (грибовидную кнопку) передаются максимальные значения тормозного усилия через устройства управления на пневматический и электрический тормоза (которые ограничиваются максимальным значением мощности реостатного тормоза). Кроме того, экстренное торможение может приводиться в действие через системы обеспечения безопасности движения электропоезда (ЭПК-150, ЭПВ-266).

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.