Развитие скоростного и высокоскоростного движения в РФ — это большое событие в сфере железнодорожного транспорта и жизни страны в целом. Оно представляет собой важный, долгосрочный, стратегический проект. Скоростное движение на участке Санкт-Петербург—Москва открылось 1 марта 1984 г., когда был запущен электропоезд ЭР200, преодолевавший расстояние между городами за 4 ч 59 мин.

Начало современному высокоскоростному движению фактически было положено 17 декабря 2009 г., когда в соответствии с указанием Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) на направлении Москва—Санкт-Петербург торжественно открылось ежедневное обращение высокоскоростного электропоезда, получившего название «Сапсан». Таким образом, Россия присоединилась к странам, уже имеющим высокоскоростное движение (Германия, Франция, Испания, Италия, Швейцария, Финляндия, Япония, Китай). Разумеется, использовать достижения этих стран в области высокоскоростного подвижного состава представляется весьма разумным решением. В процессе своего развития отечественное локомотивостроение с первых дней существования использовало зарубежный опыт. Достаточно вспомнить, что даже для первой в России железной дороги — Царскосельской — паровозы были закуплены в Англии и Бельгии. Обычно детальное изучение зарубежных конструкций приводило к прогрессу отечественных разработок. Понимая, что в обозримой перспективе такая страна, как Россия, не сможет обойтись без своего высокоскоростного подвижного состава, и выполняя Указ президента РФ № 321 от 16.03.2010 г. «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации», в котором выдвинуты требования, касающиеся обучения и подготовки квалифицированных кадров для высокоскоростного железнодорожного транспорта, авторы поставили перед собой задачу ознакомить российских читателей с основными конструктивными и схемотехническими решениями поездов «Velaro RUS», которые эксплуатируются под торговой маркой «Сапсан».

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Эксплуатация ЭВС «Сапсан» началась в декабре 2009 г. на направлении Санкт-Петербург—Москва, что положило начало развитию высокоскоростного сообщения в Российской Федерации. В учебном пособии рассмотрены общие сведения о поезде, его эксплуатационные характеристики, механическая и электрическая часть, теоретические основы работы полупроводниковых преобразователей, приборы системы безопасности, а также системы обеспечения комфорта пассажиров. Приведены схемы тормозного и электрического оборудования, иллюстрации, позволяющие изучить устройство электропоезда. Особое внимание уделено работе системы управления поезда с помощью цифроаналоговых преобразователей подсистем тяги и торможения. Предназначено для технического и эксплуатационного персонала, а также может быть использовано в учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров для высокоскоростного сообщения.

Рецензенты: первый заместитель Департамента технической политики ОАО «РЖД» В.Е. Андреев; генеральный директор Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» Д.В. Пегов; профессор кафедры «Электрическая тяга» Петербургского государственного университета путей сообщения А.В. Плакс. Авторы: гл. 1 — Н.Ю. Богомолов, А.В. Ширяев; гл. 2 — М.Ю. Изварин, А.В. Ширяев; гл. 3 — Е.М. Михлин, А.Ю. Слизов, Д.М. Шеремет; гл. 4 — Е.М. Михлин, А.В. Ширяев; гл. 5 — Н.В. Лысов, И.В. Румянцев, А.В. Ширяев; гл. 6 — К.В. Емельянов, Д.В. Крушинский, А.С. Пегушин; гл. 7 — А.Ю. Слизов; гл. 8 — С.А. Заболотский, С.А. Пономаренко, Р.Н. Шийка; гл. 9 — Е.М. Михлин, Э.М. Пирогова, В.С. Путинцев, А.Ю. Слизов; гл. 10 — В.В. Гусев, А.В. Ширяев; заключение — А.Ю. Слизов

Авторы выражают благодарность рецензентам первому заместителю Департамента технической политики ОАО «РЖД» В.Е. Андрееву, генеральному директору Дирекции скоростного сообщения Д.В. Пегову и профессору кафедры «Электрическая тяга» ПГУПСа д-ру техн. наук А.В. Плаксу, доценту кафедры «Электрическая тяга» МИИТа В.В. Литовченко, а также инструктору Северо-Западной дирекции скоростного сообщения А.Г. Белому за ряд ценных замечаний, а также Л.И. Чернышевой, Э.М. Пироговой, К.В. Коневу, Д.В. Алексееву за большую работу по подготовке рукописи к изданию.

velaro_070

Эксплуатационные характеристики в режимах тяги и электрического торможения

Для установления эксплуатационных возможностей электропоездов, расчета времени хода и тормозного пути, определения нагрузки на питающую сеть, а также для решения…
velaro_027

Электрические машины и трансформаторы электропоезда Сапсан

Электрические машины и трансформаторы электропоезда Сапсан: асинхронные тяговые двигатели «Siemens» модели 1TB2019-1GC02, которые  преобразует электрическую энергию в механическую и  установлены по…
velaro_042

Электрические аппараты и преобразователи высокоскоростного поезда Сапсан

Электрические аппараты и преобразователи высокоскоростного поезда Сапсан размещены на крыше и в подвагонном пространстве электропоезда. На ЭВС «Сапсан» установлены: четыре токоприемника…
velaro_046

Пневматическая схема высокоскоростного электропоезда Сапсан

В данной главе приводится общее описание тормозной системы: виды применяемого торможения, система управления торможением, модуль резервного управления тормозной магистралью. Электропоезд…
velaro_014

Бортовые сети собственных нужд электропоезда Сапсан

Основой бортовой сети собственных нужд служат статические преобразователи (инверторы, выпрямители, трансформаторы, преобразователи постоянно-постоянного тока). Применение статических преобразователей комплексно позволяет получить большой…
velaro_051

Приборы и системы безопасности электропоездов ЭВС1 и ЭВС2

На электропоездах Сапсан в качестве основного прибора безопасности используется унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) с телемеханической системой контроля бодрствования…
velaro_030

Внутрисалонное оборудование электропоезда Сапсан

Внутривагонное оборудование разделяется на компоненты кабины управления, блоки управления интегрированными в электропоезд системами и на компоненты расположенные в салонах вагонов,…
velaro_082

Заключение

В данном учебном пособии были подробно рассмотрены конструкция и оборудование ЭВС «Сапсан». В настоящее время осуществляется модернизация устройства пассажирских салонов.…

Вспомогательное пневматическое оборудование

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.